Церковь Илии Пророка в Мичуринске

В отчёте комиссии, обследовавшей Ильинскую церковь в 1946 году перед её передачей верующим, говорится, «Это здание, с башенным шпилем в 18 погонных метров оригинальной красоты, хорошо оформляет общий вид города». Ни убавить, ни прибавить. В самом деле, именно благодаря своему шпилю «оригинальной красоты» Ильинский храм решающим образом воздействует на городской ландшафт. Нет никакого сомнения в том, что архитектор, составлявший проект козловской церкви, находился под сильнейшим впечатлением от колокольни петербургского Петропавловского собора. Этого мнения придерживается и краевед Олег Сазонов, много сил отдавший изучению Ильинского храма. Но и растреллиевские черты этому храму присущи, хотя и в несколько разбавленном виде. Например, легко обнаружить нечто общее между Ильинской церковью и Петропавловским храмом Большого дворца в Петергофе, несомненно имеющим своим автором Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Сравнительно с петербургскими постройками Растрелли и его учеников, Ильинская церковь проще, она имеет стольких «декоративных излишеств» и в этом смысле ближе к барокко петровскому, но её композиционный строй вполне соответствует тому стилю, который принято называть растреллиевским барокко. Впрочем, легко можно представить себе создателем проекта Ильинки и кого-нибудь из москвичей, скажем, И.Ф. Мичурина или Д.В. Ухтомского. Но, как указывается в документах современных постройке храма, проект его был заказан в Петербурге.
А теперь стоит внимательно посмотреть на архитектуру данного сооружения. Как мы видим маленькая главка, венчающая Ильинский храм, для елизаветинского барокко, стрмившегося упрочить традиционное пятиглавие, деталь, в общем-то, не характерная. Решение боковых фасадов Ильинского храма таково, что глядя на них «отдельно», не охватывая взглядом всего храма, легко можно представить, что смотришь на какое-либо «присутственное» здание или усадебный флигель. Алтарь чётко поделён по горизонтали на два яруса. Первый оформлен рустом, второй пилястрами. Уже к середине 1980-х годов покрытие шпиля колокольни можно было назвать полуразрушенным.
В 1993 году начались восстановительные работы. «Мичуринская правда» так писала об этом: «Сложность в том, что кровля не прямоугольная, а фигурная. Особенно трудно даётся основание шпиля, тем, что для его покрытия требуются листы очень сложной конфигурации. Каждый лист не повторяет другой. Заготовки нарезаются по чертежам, им придаётся нужная форма внизу, в подсобном помещении… Затем готовые детали кровли поднимаются с помощью канатов наверх». Высота колокольни 67,5 м, вместе с крестом 71 м. Общая площадь храма 1135,5 кв. м, основная площадь 852 кв. м.
«Ильинская церковь, описывал храм корреспондент «Тамбовских епархиальных ведомостей» в 1911 году, устроена в два этажа нижний этаж теплый, верхний холодный. Нижняя церковь мрачная и тесная, верхняя светлая, высокая, поместительная, но обе украшены богатыми иконостасами, художественными иконами и картинами из Священной истории». В нижнем храме как на особую достопримечательность указывали на царские врата, изготовленные в 1897 году частью из позолоченной бронзы, частью из серебра и представлявшие собой точную копию царских врат, имевшихся в соборном храме московского Чудова монастыря, не только по рисунку, но также и по размеру. К 1946 году, когда храм отдали верующим, ни иконостасов, ни росписей, ни утвари в нём не содержалось. Последовал ремонт, самый простой. Согласно описи 1950 года, в это время стены нижней церкви были побелены, верхней — окрашены масляной краской. Иконостасы поставили тоже «по обстоятельствам» столярной работы, крашеные. В 1992 году Ильинскую церковь вернули епархии. И вновь пустой и запущенной. К удивлению священника и прихожан, впервые вошедших в храм, в нём не оказалось даже плинтусов. Музейные работники, покидая своё временное пристанище, постарались увезти с собой всё, что только возможно. Сейчас интерьеры храма восстановлены без изысков, но вполне, насколько позволили средства, добротно. Особенно хорош, как и отмечали дореволюционные авторы, верхний храм, светлый и просторный. Но и нижняя церковь вполне уютна.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?