Все места
Церковь

Собор Николая Чудотворца в Лаишево

Судьбы бывшего Троицкого, а сегодня собора Софии, Премудрости Божией, и Софийского, а ныне Никольского храма неразрывно связаны, и не только близостью названий. Оба были крупнейшими и важнейшими церквями своего родного города. Софийский храм тоже отличался весьма внушительными размерами, будучи пятиглавым зданием в "теремном" стиле и обладая пятью престолами. Его колокольня также не сохранилась, а прежде она возвышалась над Лаишевым на три десятка метров. Оба храма были закрыты советскими властями примерно в одно и тоже время, однако восстановление фасадов и внутренних интерьеров Никольского собора затянулось надолго и по сей день далеко до полного завершения. Прежний Софийский собор 1767 года постройки значительно старше нынешнего. Минуя стадию деревянного зодчества, он сразу строился из камня, на века, а важным поводом к его возведению был ожидаемый тогда приезд императрицы Екатерины II. Лаишев обрёл статус уездного города, и поэтому в 1780 году церковь была преобразована в собор. Однако в архитектуре нет ничего вечного, миновало почти столетие, и здание заметно поизносилось и обветшало. К 1853 году оно было полностью разобрано, и на его месте спустя 17 лет на казённые средства был построен новый каменный собор, освящённый прежним именем. Спустя четверть века после закрытия собора и снятия колоколов в его здании был оборудован кинотеатр "Заря". Зрительный зал устроили в трапезной, а в предалтарном помещении соорудили буфет и туалеты. К тому времени на храме варварски уничтожили барабаны, главы и верхние ярусы колокольни. Лишь в сентябре 2013 года собор возвратили верующим, вновь освятили и открыли для богослужений. Сегодня здесь ведутся реставрационные работы. Задача строителей и реставраторов возвратить собору утраченный прежний вид и сделать его ещё краше и выразительней. Изначально это было довольно массивное здание, включавшее в себя четверик, три полуциркульных, то есть полукруглых апсиды, одноэтажную трапезную и колокольню. Окнам трапезной была придана форма арок, а нижнего яруса колокольни и апсид - прямоугольная. В декоративном оформлении храма делался явный акцент на зодчество русских теремов ХVII века, об этом говорят, например, ряды кокошников. Особая достопримечательность собора, уникальные росписи внутренних интерьеров, среди которых были работы талантливого мордовского художника и скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Удивительно, но из всех стеновых росписей собора уцелели именно его работы, сделанные по собственным эскизам на четырёх столпах второго яруса храма. На них, в частности, изображены 16 фигур христианских святых.