Все места
Церковь

Церковь Воздвижения честнаго креста Господня

Церковь Воздвиженская построена в 1867 году, распростронена в 1869 году, каменная, престолов 2: в холодной Воздвижения Креста Господня, в тёплой Сертия Радонежского. В 1901 году служили: Священник Афанасий Стефанович Василевский 63 лет, студент семинарии, в служении с 1860 года, священником с 1862 года, награждён орденом Святой Анны 3-ей степени. Диакон Алексий Иоаннович Травин 32 лет, в служении с 1888 года, диаконом с 1895 года. Псаломщик Иван Петрович Клобуков 30 лет, в должности с 1899 года. Церковный староста Дмитрий Филиппов, в должности второе трёхлетие. Прихожан в сельце Власицах, селе Старобислове, деревнях: Рыбушине, Дрочилове, Расловке Новом Рогатине, Старом Рогатине, Сажине, Знобихе, Збуйнове, Павлове, Ногине, Языкове 428 дворов (1056 мужчин, 1259 женщин). Церковь Воздвижения расположена в центре села, у дороги. В 17 в. село находилось в вотчине Троицкого Благовещенского монастыря города Киржач. Здесь существовала деревянная клетская церковь Воздвижения, по документам известная с 1627 г. Первая каменная церковь Воздвижения с приделом Сергия Радонежского построена в 1773-1781 гг. на средства владельца села отставного секунд-майора Сергея Михайловича Лазарева и других прихожан. В 1813 г. старая каменная колокольня была сломана, а вместо нее построена новая. Работы производились подрядчиком крестьянином Калязинского уезда Федором Михеевым. Стройная композиция колокольни состояла из трех последовательно убывающих по ширине ярусов-четвериков с высокими арочными проемами. Два нижних яруса были оформлены портиками с двумя парами тосканских колонн и треугольным фронтоном. Завершал колокольню небольшой ярус-резонатор с главкой. В 1864-1871 гг. храм и трапезная были выстроены заново, а колокольня оставлена прежняя. Вероятно, в те же годы вокруг церковного прямоугольного участка сооружена каменная ограда с четырьмя угловыми башенками. Посередине восточной стороны Церковь Воздвижения. План.были устроены трехпролетные ворота, а с западной — однопролетные, сделанные в полукруглом выступе ограды, по оси колокольни. На южной стороне имелась калитка, рядом с которой в 1891 г. в линии ограды выстроили сторожку. К этому времени в селе существовала земская школа, помещавшаяся в деревянном доме близ северного прясла церковной ограды. В 1901-1902 гг. по проекту гражданского инженера К.К. Гельбига старую трапезную заменили новой, более обширной, с двумя приделами, включившей в свой объем нижний ярус колокольни. Южный и северный фасады новой трапезной расчленялись аркатурой с пилястрами на восемь прясел с арочным окном в каждом. Помещение трапезной имело плоское перекрытие, опиравшееся на два столба. В советское время были разрушены колокольня и трапезная, ограда с башнями и воротами; заложен проем, соединявший храм с трапезной; утрачена большая часть внутреннего убранства; в сторожке заложено пять окон и сломаны внутренние перегородки. Пример сельского церковного комплекса 2-й пол. 19 в. с храмом в духе русско-византийских проектов К.А. Тона и сторожкой в формах классицизирующей эклектики. Частично сохранившаяся масляная настенная живопись выполнена в кон. 19 в. в духе позднего академизма. На своде помещены четыре композиции в гризайльных обрамлениях: «Новозаветная Троица» и шесть попарно сгруппированных фигур архангелов. На стенах композиции расположены в два яруса, разделенных широким орнаментальным фризом с крестами, который включает медальоны с изображением святых. На южной и северной стенах, в верхнем ярусе, написаны избранные святые, в нижнем — евангелисты, а также «Хождение по водам» (с севера) и «Христос в пустыне» (с юга). На западной стене вверху помещены три композиции: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Христос-отрок в храме»; внизу — «Притча о Лазаре» и «Исцеление бесноватого». На стене апсиды изображены «Положение во гроб» и «Воскресение».