Все места
Церковь

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Елабуге

Спасский собор построен в 1808–1816 годах на центральном святом месте города, где все время с XVI века стояли церкви, его предшественницы, сначала деревянная, потом с 1684 года каменная. Все они назывались в честь главной елабужской святыни, явленной иконы Спаса Нерукотворного, середина XVII века. Удивительно совпадение, что именно Спас Нерукотворный хранил и Казанский кремль, точно так же хранил он от всех бедствий и город Елабугу. Именно этому образу приписывается спасение Елабуги от башкирских отрядов во время восстания под предводительством Акая Кусюмова. В память этого чудесного избавления ежегодно до самой революции совершались крестные ходы со святой иконой в Мензелинск и обратно. Собор настоящее чудо архитектуры начала XIX века. Слава Богу, что снаружи он сохранился практически в неизменном виде. Его 70-метровая пятиярусная колокольня снежно-белая, как и сам храм, видна даже за городом, 70 метров. Это на несколько метров выше самой высокой казанской колокольни, Богоявленской на ул. Баумана. А ведь и последняя кажется нам просто необычайной по размерам. Здешняя соборная звонница выше раифской, выше несохранившейся седмиозерной. Она, пожалуй, самая крупная в Волго-Вятском регионе, а во всей России лишь 11 м уступает знаменитому «Ивану Великому» в Московском Кремле. До революции большой колокол на ней весил 4,8 тонны. Отливали его на заводе Василия Афанасьевича Шишкина, деда великого живописца. Ярусы колокольни, лишь незначительно уменьшаясь, как «лествица», уводят взгляд наблюдателя в необъятное небо. Там горит на солнце ее навершие, вытянутое в форме свечного пламени над зеленой кровлей. Колокольню соединила с основным объемом храма необычно длинная трапезная, по 11 окон на каждой стороне. За ней возносится в небо уже сама громада собора, в полтора раза ниже колокольни, но все равно высокая. Пять полусферических куполов на восьмигранных барабанах увенчаны еще и изящными луковками. В оформлении как самого храма, так и колокольни изобилуют ионические полуколонны на разных уровнях высоты. Чем больше вглядываешься в них, тем выше кажется сам собор. Выше и воздушнее, как белое видение. Благодаря щедрым купеческим пожертвованиям, храм был необыкновенно пышно украшен внутри. К сожалению, все его ценности были разграблены после революции. Одной только серебряной церковной утвари, по описи, составленной при конфискации, набралось 273 кг. А было и золото, и драгоценные камни на ризах икон. Частично сохранились лишь замечательные росписи стен. Живописное убранство собора, монументальное произведение выдающихся русских художников XIX века, Гунна, Бруни, Верещагина. Рассказывают, что маленький Ваня Шишкин, будущий великий пейзажист, родившийся в 1832 году в Елабуге, часто приходил смотреть, как расписывают собор. Жизнь Елабуги последнего предреволюционного века невозможно себе представить без этого храма. Бывал в нем и великий уроженец города психиатр В.М.Бехтерев, и гости Елабуги, писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, М.И. Пришвин, А.Н. Толстой. Всех их повидал этот собор. Повидал он на своем веку и кровь мучеников, соборный священник Павел Васильевич Дернов и трое его сыновей были расстреляны 24 февраля 1918 года. Они стали одними из первых в нашем краю жертв красного террора.