Все места
Церковь

Храм Богоявления Господня в Беломестном

На основании данных, опубликованных в книге В.Давыдова «Храмы Белгородчины», в селе конца XIX века не было своего храма, хотя они действовали в соседних селах Петропавловка и Черная (ныне Зеленая) Поляна: «с. Петропавловка. Петропавловская церковь деревянная, 1845 года постройки, в приходе 717 православных, церковно-приходская школа. В «Сборнике статистических сведений по Курской губернии» 1885 года издания подробно рассказывается о строительстве храма в селе Беломестное. Жителям села принадлежало 46 десятин строевого леса, но большая его часть была продана или использована по решению схода на строительство церкви: «… в 1882 году школу закрыли за недостатком средств, так как в это время шла постройка церкви, и общество несло вследствие этого большие жертвы: в течении 3 лет каждый двор отдавал на церковь по 11 копен хлеба и, кроме того, обществом продан был на сруб почти весь лес, больше чем на 1000 рублей». Удалось точно установить дату открытия в селе храма, освященного в честь Святого Богоявления. В библиографическом указателе «Белгородский край в «Курских епархиальных ведомостях» в официальном отделе документов за 1883 год приводится название документа «Открытие самостоятельного прихода в деревне Беломестное (Белгородского уезда)№ 18-с. 972». Эта же дата упоминается в Приложениях «Утраченные храмы Белгородско - Старооскольской епархии» к книге В.Давыдова «Храмы Белгородчины»: «Белгородский район, с.Беломестное Богоявленская церковь, деревянная 1883 года постройки, 508 прихожан». По воспоминаниям старожилов, колокол для храма был отлит в Москве. И он получился на славу. На внешней стороне колокола были какие-то лики, а сам он блистал золотом. Звук колокола был чрезвычайно сильным. Говорят, что глухонемой мужчина, живший более чем за километр от храма, всегда крестился, когда раздавался его звон. Он объяснял, что чувствует это по вибрации почвы. Вскоре при храме была вновь открыта школа, действовавшая с 1874 года до закрытия в 1882 году, так как она содержалась на деньги общества, а строительство церкви не позволяло более тратить на неё 120 рублей в год. Храм в селе был закрыт не ранее 1933 года, но документальных подтверждений этого нет. По воспоминаниям Андросовой М.С., незадолго перед закрытием храма ночью из него вывозили церковную утварь. Что это было: кража или конфискация церковного имущества – сказать не может. Сохранились многочисленные воспоминания об этом трагическом дне. Храм приехали закрывать люди из города. На церковной площади собрались местные жители. Они просили не трогать храм, но их не слушали и прогоняли домой. Рассказывают о парне по прозвищу Зорька (его имя никто не помнит), который забрался на купол храма и сорвал крест. Сразу же на церковном дворе парня разбил паралич. Были сброшены и разбиты на куски колокола, которые затем отправили на переплавку. Лики на иконах размывали кислотой, а на храмовые двери повесили замок. После закрытия в Богоявленской церкви несколько лет был колхозный склад, а на колокольне - церковный. Здесь хранились ризы священников. Во время Великой Отечественной войны село заняли немцы. Воспоминания о данном промежутке времени различны. Некоторые утверждают, что храм устоял во время войны, а некоторые говорят, что его бревна немцы использовали при строительстве окопов. Но одно бесспорно: к концу 40-х годов храм был разрушен. Рядом с тем местом, где он когда-то стоял, остались лишь две могилки священников. Продолжались гонения на религию. В 1990-ых на Белгородчине стали открываться старые и создаваться новые храмы. Триста жителей села поставили свои подписи под обращением к администрации Белгородского района о строительстве храма Святого Богоявления. Людмила Геннадьевна Абдухалимова несколько раз ездила в Рыльск к старцу архимандриту Ипполиту (Халину) просить молитвенной помощи в строительстве храма. В декабре 2000 года был заложен и освящен камень на месте строительства будущей церкви. С помощью частных пожертвований началось строительство храма. Храм был освящен 22 мая в честь Святого Богоявления архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. В этот день новому храму была подарена старинная икона Святителя Николая Чудотворца. Сегодня в храме существует православная община, которая живет полноценной жизнью.