Все места
Церковь

Церковь Сретения Господня в Великом Устюге

Сретенско-Преображенская церковь Спасо-Преображенского монастыря являлась теплым храмом для Спасо-Преображенской церкви. Деревянная церковь упоминается в Сотной книге 1630 года. Сгорела в 1679 году, вместе с холодной Спасо-Преображенской церковью, на ее месте строится одна деревянная церковь. В 1689-1696 годах рядом строится каменная Спасо-Преображенская церковь. В 1715 году сгорела деревянная церковь и только спустя 10 лет в 1725 году на ее месте начинается строительство каменное здания, по благословению преосвященного Боголепа, епископа Великоустюжского и Тотемского. Строительство длилось 14 лет, построена в 1739 году. Освящена 7 августа 1740 года во имя Сретения Господня. Церковь Сретения, бесспорно, лучший и наиболее цельный образец местного культового зодчества второй трети XVIII века. Оригинальной особенностью этого здания является размещение в его верхних ярусах звона, что превращает храм, в противоположность другим устюжским храмам, в церковь «под колоколы». Для этого вверху основного помещения над полусомкнутым сводом устроен проход к открытым друг в друга восьмерикам, образующим звонницу. Такая малоудачная конструкция явно свидетельствует о недостаточной подготовленности местных зодчих к решению подобных сложных проблем. В интерьере Сретенской церкви помещен небольшой двухъярусный иконостас, возведенный, вероятно, в самом конце XVIII или начале XIX века. Несмотря на свои малые размеры, он оформлен необычайно помпезно. Центральная ось выделена не только царскими вратами и большим размером средней иконы, но и значительным выносом вперед боковых частей с мощными карнизами на гладких парных колоннах. Царские врата с мелким резным узорочьем и небольшими фигурами евангелистов несколько немасштабны и хрупки для всего сооружения. Однако это впечатление искусно маскируется большим резным сиянием над вратами и крупным барочным картушем над ним, обрамляющим икону «Тайная вечеря». Этой же цели служат парные колонны по бокам врат, а также умело использованное обрамление икон, фланкирующих центральный образ Христа.