Теплый храм, бывший до устройства нынешнего, согласно описи 1803 года, имел следующее устройство. Он был каменный, во имя того же Великомученика Димитрия Солунскаго, как и теперешний храм, «об одном департаменте», на нем одна глава покрыта белым железом. В святом алтаре престол «в указанную пропорцию», одежда на нем шелковая, антиминс полотняный. На жертвеннике одежда бумажная, завеса у царских врат тоже бумажная. Предалтарный иконостас в один ярус; в нем было восемь икон, из которых на одной была риза серебряная, на одной медная, остальные без риз. В прочих местах храма были пять икон, из них две имели серебряные ризы. В трапезе было восемь икон, все без риз.К началу текущего столетия этот храм пришел в крайнюю ветхость.
В конце 1811 года было предписано из Вологодской Духовной Консистории «кровлю на Димитриевской церкви сделать новую, а чтобы своды не промерзали, накласть на нее моху, или кожевеннаго сору». На это предписание причт доносил Консистории, «что кровлю и своды по разным препятствиям в должный порядок привести невозможно, при том пол в оной церкви, стоящей на сыром месте, лежит почти на самой земле, который от того тлеет и преет, а от того и все в церкви находящееся, и потому, чтобы напрасно на нее иждивения не тратить, должно заняться переправкою всея ея вновь». Губернский архитектор Фохт, осматривавший церковь, нашел ее крайне ветхою и требующею неотлагательного исправления. В силу этого, с самого начала 1813 года начались деятельные приготовления к устройству нового храма. В расходной книге за это время значится, что «по совету общественному крестьяне Федор Говорухин и Александр Мокрушин ездили в село Ильинское для осмотру церкви, издержали 23 рубля». Ездили, очевидно, с целью с этого храма позаимствовать форму для своего, но где это село Ильинское, сёл с этим именем известно несколько, и как результаты осмотра отразились на устройстве Кубенского храма, неизвестно. Сараи для выделки кирпича, потребного на постройку, были сделаны еще в 1812 году, и на них уже производилась работа. Священником за это время был Феодор Остроумов, церковным старостой — крестьянин села Кубенского Стефан Петров Потанин, человек энергичный и распорядительный. Много хлопот и забот выпало на их долю за время построения храма, тем более что и в деньгах часто чувствовался недостаток, который приходилось восполнять усиленными сборами, а иногда и займами.