Церковь Николая Чудотворца во Владычной Слободе в Вологде

Николаевский храм во Владычной слободе был восьмым каменным храмом города, но поскольку церкви Иоанна Предтечи и Знамения Божией Матери в Дюдиковой пустыни, храмы Свято-Духова монастыря и Кирилло-Иоанно-Богословская Семинарская церковь на Соляном дворе, имеющие более раннее происхождение, до настоящего времени не сохранились, это храм становится третьим по древности после Софийского собора и холодной церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке, не считая также храмов Спасо-Прилуцкого монастыря, вошедшего в черту города в 1993 году.
В 1781 году приход Николаевского храма был третьим по величине в Вологде и включал в себя 72 двора. В 1892 году он занимал уже второе место в городе с численностью прихожан 847 человек.
В феврале 1930 года храм закрыли, колокола сняли. Первоначально в нём поселили высланных из средней и южной части СССР «кулаков», затем в здании храма, лишившегося купольного завершения, действовал завод игрушек и валенная фабрика. В начале 1990-х годов при церкви была создана община, постепенно начался сбор средств на восстановление храма. Во время реставрации церкви Николая Чудотворца были установлены новые купола, появилась новая кирпичная кладка внутри помещения.
Сегодня в Николо-Владычненском храме покоятся мощи Святителя Антония, епископа Вологодского и Великопермского, перенесённые из Софийского собора 26 сентября 1998 года.
Храм выделяется среди созданных в то же время в Вологде аналогов большими размерами, пятью световыми барабанами и двустолпным строением. В остальных чертах, высокий подклет, внешний декор, двухапсидность, перестроенная в XVIII веке колокольня, церковь Николая во Владычной слободе, типичный для Вологды посадский храм второй половины XVII века.
Г. К. Лукомский так описывал храм: «Церковь св. Николая во Владычной слободе представляет собою очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво по композиции поставленными, куполами. Хороши формы блестящих, упругих, луковичных глав, барабаны убраны, как и в Иоанновской церкви в Дюдиковой пустыни, арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными по середине гирьками». В деталях обработки фасадов куба заметно стремление к декоративизму, выраженное особенно ярко в больших закомарах, отделенных от стен карнизом. Здесь ещё в начале XX века находились живописные клейма с изображением двунадесятых праздников. Стенной живописью были также украшены всходы в верхний храм. Примыкающая к церкви с западной стороны трапезная связывает храм с изящной ярусной колокольней, выстроенной в середине XVIII века. Её стройный изящный столп состоит из четверика, высокого восьмигранного яруса со звоном и двух небольших, поставленных друг на друга восьмериков, завершенных главкой. Подобные ярусные колокольни, пришедшие в XVIII веке на смену древнерусским шатровым, были весьма характерны для архитектуры Вологды, а также других северных городов России того времени. Самый тяжёлый колокол на колокольне весом 2 тонны отлил в 1782 году в Москве мастер Асан Струговщиков.
Интересна алтарная часть подклетного этажа, сильно выдающаяся к востоку и заканчивающаяся двумя полукружиями апсид, приём, встречающийся в ряде вологодских храмов, церкви Константина и Елены, тёплая Димитрия Прилуцкого, Успения Божией Матери.
Интерьер Никольского храма был выполнен в стиле барокко. Стенную роспись заменяла богатая орнаментальная лепка, покрывавшая своды, арки и столбы. В церкви имелся иконостас в стиле Людовика XVI, сочетавший в себе живопись, скульптуру и деревянную резьбу.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?