Церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде

Согласно документальным данным, строительство холодной Дмитриевской церкви было начато в 1651 году. Однако ряд источников относит храм к началу XVIII века, клировые ведомости к 1711 году. Вероятно, в 1710 — 1711 годах севера к зданию была пристроена теплая придельная церковь, разобрана в 1750-х годах, а с северо-запада возведена колокольня.
Холодный храм Дмитрия Прилуцкого был одним из первых в каменном строительстве Вологды, возобновленном в середине XVII века после польско-литовского разорения и долгого, почти 80-летнего перерыва. Этот перерыв, очевидно, привел к оскудению собственных строительных кадров, и заказчики храма были вынуждены обратиться к широко известным тогда ярославским зодчим, каменных дел подмастерьям Борису Назарову и Панкрату Тимофееву. Действительно, архитектура здания носит явные черты школы, которой принадлежали его строители. Это характерный для ярославского зодчества двухэтажный, пятиглавый и четырехстолпный храм соборного типа, поставленный на традиционный подклет и по обыкновению лишенный трапезной. Его приземистый кубический объем, увенчанный пятью небольшими низкими главами с обыкновенными луковицеобразными куполами, усыпанными звездами, подчеркнуто строг.
Фасадный декор, как это свойственно ярославским памятникам середины XVII века, довольно лаконичен: лопатки на углах, окна, лишенные наличников, три большие закомары с каждой стороны и простая аркатура на барабанах. Однако традиционные обходные галереи здесь отсутствуют, их место занимает пристроенная в 1781 году с запада закрытая паперть с приделом во имя Святого Максима, ризницей и лестницей-всходом в центре.
Налево от холодной церкви небольшая колокольня.
Внутри холодная церковь Дмитрия Прилуцкого украшена настенной живописью, сюжеты которой, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Роспись Дмитриевского храма, вероятно, выполнена в 1721 году, по другим источникам, в 1710 году. Во главе артели стенописцев, по-видимому, стоял один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле, Федор Игнатьев или же Федор Федоров. Стенопись холодной Дмитриевской церкви целиком выдержана в духе барокко, что более характерно для манеры Ф. Федорова.
Наиболее почитаемыми в холодном храме были две иконы Божией Матери, так называемые «Семигородная» и «Семистрельная». В Дмитриевской церкви находились также многие иконы, списанные с чудотворных, одна из которых, работы Преподобного Дионисия Глушицкого, находилась в Семигородной мужской пустыни, а другая в сельской приходской церкви Иоанна Богослова, на реке Тошне вологодского уезда. В 1831 году, во время холерной эпидемии, подлинники этих двух чудотворных икон были перенесены в Вологду и находились в Дмитриевской церкви. В том же году были устроены жителями и списки, копии, с этих икон, в память о прекращении эпидемии. Первая икона именуется Семигородной от одноименной волости, в которой была устроена Семигородная мужская пустынь. Вторая, Семистельной, от семи стрел, или мечей, изображенных на иконе и пронзающих скорбящее сердце Божией Матери.
В настоящее время церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке полностью восстановлена. Освящение храма состоялось 13 июля 2001 года после бывшей накануне всенощной.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?