Все места
Церковь

Собор Успения Пресвятой Богородицы Горне-Успенского женского монастыря в Вологде

Церковь Успения Божией Матери, это первый каменный храм на территории Горнего Успенского монастыря. Соборная церковь Успения, холодная, одноэтажная, пятиглавая, была возведена вместо бывшей деревянной, на пожертвования великих князей и царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Первоначально соборный храм предполагалось освятить во имя Рождества Богородицы. Монастырь был беден, и ограниченность средств повлияла не только на размеры собора, но и на сроки его возведения. Строительство соборной церкви велось в течение 1692 - 1697 годов. Теплый придел Сергия Радонежского, расположенный с северной стороны основного храма, был достроен лишь в 1697 - 1698 годах. В достройке теплого придельного храма принимали участие подмастерье Василий Карпов, по прозвищу Ваган, с сыном Дмитрием и группой мастеров, крестьянами Спасо-Прилуцкого монастыря из села Коровничье. Основной храм был освящён в 1700 году, придел Сергия Радонежского в 1712-м году, а Николая Чудотворца в 1714-м году. Известно, что еще в 1658 году игуменья Успенского Горнего монастыря Вера подавала на имя вологодского архиепископа Маркелла челобитную о дозволении открыть сбор пожертвований на постройку каменной соборной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделами Сергия Радонежского и Николая Чудотворца. Вероятно, по скудности сбора эта постройка не состоялась. Свою планировочную композицию каменный собор конца XVII века унаследовал от более раннего деревянного храма, о котором подробных сведений не сохранилось. Успенский собор состоял из основной церкви во имя Успения Божьей Матери и двух придельных храмов, во имя Николая Чудотворца и Сергия Радонежского, находящихся в одной связи с главным. Возможно, это результат неединовременного строения. Известно, что первоначально в соборной церкви существовал третий придельный престол, во имя Живоначальной Троицы. Всем своим обликом Успенский храм более напоминает обычные приходские церкви, чем монастырский собор. Его архитектура восходит к традициям зодчества XVI века. Низкий кубический объем венчают пять глав со слишком тяжелыми для столь малого сооружения барабанами, украшенными аркатурой. Обилие глав соборного комплекса, пятиглавие над основным храмом и две придельные главы, кресты которых были позолочены, производило сильное впечатление на современников, известно, что монастырский собор именовали "Золотые Кресты". Неподалеку от монастыря располагался храм Николая Чудотворца, называемый так же "Золотые Кресты", однако, архивные документы первой половины XVIII века свидетельствуют, что первоначально Никольский храм носил дополнительное название "у Золотых Крестов", т.е. около соборного монастырского храма. После пожара Успенского монастыря 1761 года своды и главы собора были значительно повреждены и утратили свое золотое узорочье. Только после этого название, утратив живую связь со своим происхождением, перешло к Никольской церкви, которая впоследствии стала именоваться "Никола на Горе" - "Золотые кресты". Над входом в Успенский храм с западной стороны располагается двухъярусная колокольня в русском стиле, перестроенная в 1880 году, ее верх увенчан шатром. В настоящее время Успенская церковь бывшего Горнего Успенского женского монастыря восстановлена и действует.