Собор Воскресения Христова Вологодского Кремля

Решение о постройке тёплого, зимнего, кафедрального собора было принято в начале 1750-х годов при епископе Серапионе. Первая попытка построить собор была предпринята в 1757 году уже при Иосифе Золотом, и освящён во имя Сретения Господня. Однако законченное в 1771 году здание было разобрано потому как «найдены были на нём многие на арках, в асщелины», и собор признан «к достройке весьма ненадёжным».
Новый Воскресенский собор построен на месте разобранной юго-восточной башни Вологодского кремля. На постройку шёл камень из развалин его крепостных стен и башен. Считается, что строительство велось местным архитектором Златицким по модели, выполненной столичным мастером. Деревянная модель, характеризующаяся более высоким куполом и тонкой трактовкой деталей, хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике. Строительство было закончено в 1776 году, уже после смерти Иосифа Золотого, при епископе Иринее.
В июне 2015 года губернатор Олег Кувшинников по итогам встречи с главой Росимущества Ольгой Дергуновой, сообщил, что собор будет передан Вологодской епархии до 1 июля 2016 года. С 4 декабря 2016 года собор снова является действующим кафедральным собором Вологодской епархии.
Воскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане, с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками приделов.
Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был устроен в стиле ампир, с фронтоном и колоннами также тосканского ордера, к приезду императора Александра I. По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён при строительстве.
О первоначальном внутреннем убранстве собора судить сложно. В 1832—1833 годах интерьер собора подвергся поновлению. По оценке Г. К. Лукомского, «Внутри собор не представляет решительно ничего интересного. Роспись, орнаментальная, изобличает дурной вкус эпохи Александра II и III, а киоты, иконостасы и все предметы носят на себе отпечаток безвкусия, типичного для русского стиля, отдающего холодной ремесленностью и поползновениями к роскоши.»
С 1847 по 1928 годы в трапезной собора находилась икона Троицы «Зырянская» XIV века, уникальная своими надписями на коми-зырянском языке, сделанными древнепермским письмом.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?