Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Нерехте

Строительство Крестовоздвиженской церкви с приделом Дмитрия Солунского, проводившееся на средства Нерехтского купца и городского головы Дмитрия Прокофьевича Симонова, завершилось в 1788 году, освящена в 1793 году. Церковь сооружали местные каменщики, но, по всей вероятности, при участии известного архитектора С.А.Воротилова, о чём свидетельствуют архитектурные особенности этой церкви. Это относится, прежде всего, к типично воротиловской колокольне, впитавшей в себя элементы двух предшествующих по времени церквей, уже построенных этим замечательным зодчим в Нерехте. Так, второй ярус и барабан со шпилем близки по оформлению к колокольни Преображенской церкви, а колоколообразное завершение яруса звона, один из вариантов завершения Воскресенской церкви. Одинаково решены также интерьеры Крестовоздвиженской и верхней Преображенской церквей. Высокая арка лишь чисто условно делит храм на центральную часть и трапезную. Интересной особенностью церкви является то, что световой восьмерик не равносторонний, а вытянут по оси север-юг. Стройность первоначального архитектурного замысла церкви была нарушена в ходе строительства заказчиком, решившим устроить при церкви придел в честь своего небесного покровителя, святого Димитрия Солунского. Придел примкнул с юга и с запада, в результате чего колокольня оказалась в центре здания, вход в неё был утрачен. Несмотря на единое архитектурное убранство фасадов в стиле позднего барокко, придел этот со скруглённым северо-восточным углом и увенчанный глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой, смотрится всё же несколько чужеродно в общей композиции церкви.
В храме под многочисленными записями частично сохранилась настенная живопись, первоначально выполненная маслом в 1810 году художником из посада Большие Соли Алексеем Тимофеевичем Демидовым. В основном объёме на боковых лотках изображены великомученица Варвара и Сергий Радонежский, совершающий панихиду у гроба родителей. На стенах трапезной-образа святых Александра Невского и Марии Египетской, а также композиция «Снятие со креста». В своде трапезной, четыре сцены из Евангельского цикла, «Воскресение», «Жены Мироносицы у гроба Господня», «Явление Христа Марии Магдалине» и «Уверение апостола Фомы». На устоях арки помещены фигуры Николая Чудотворца и преподобного Пахомия Нерехтского. На своде придела размещены четыре сцены праздников, «Покров», «Преображение», «Рождество Христово» и «Сретение». В алтаре придела на своде изображён Господь Саваоф, на Горнем месте-Христос Вседержитель. На потолке паперти написан большой образ Саваофа на облачном фоне, в окружении символов евангелистов. Для сюжетных композиций выбраны западноевропейские образцы. К сожалению, в результате поздних поновлений от первоначальных росписей почти ничего не осталось. Судя по наиболее сохранному образу великомученицы Варвары, мастер А.Т.Демидов стремился работать в академической манере.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?