Все места
Церковь

Собор Троицы Живоначальной Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря

Соборная Троицкая церковь была построена за два строительных сезона в 1675-1676 годах, и в 1678 году её освятили. В тоже время, в 1683-1684 годах, подрядчиком из Нерехты Саввой Кирилловым "с товарищи" велось строительство в монастыре шатровой колокольни с "с местом для часовых гирь". Среди "товарищей" названы "нерехтчанин посадцкий человек Никита Петров сын Верин", который взял "по подрядной своей записи за кирпишное дело" у монастырского казначея 2 рубля, и крестьянин Шаховской волости Ярославского уезда деревни Чешково Фома Андреев. За более чем трёхвековое существование церковь претерпела изменения. При рытье фундаментных рвов церкви Троицы были обнаружены мощи основателя монастыря преподобного Пахомия, в связи с чем у южного фасада был заложен в его честь придел. Как выглядел придел преподобного Пахомия сейчас неизвестно. В 1830-1834 годах по проекту Петра Ивановича Фурсова, 1798 - конец 1840-х годов, церковь расширяют. С запада пристраивают обширную трапезную, которая объединяет Троицкую церковь с колокольней. По этому же проекту в одном стиле с трапезной полностью перестраивается придел, расширяются окна в четверике. В настоящем виде церковь Троицы представляет собой бесстолпный, пятиглавый, трёхапсидный храм с четырёхскатным покрытием. Четверик перекрыт сомкнутым сводом с круглым отверствием в центре для светового центрального барабана. Двухстолпная трапеза перекрыта коробовыми сводами сводами с распалубками. Придел преподобного Пахомия имеет плоское перекрытие. Примыкающие с запада к трапезной колокольня сдвинута к югу с продольной оси сооружения. Западный портал растёсан, а северный арочный, выходящий на первоначальное крыльцо, сохранил своё убранство в виде полуколонок с тёсаными кирпичными дыниками. Фасады расчленены лопатками на прясла. Восточный фасад оформленна всю высоту, а на остальных они "разорваны" оконными проёмами с традиционными для второй половины XVII века наличниками, оформленными колонками и трёхчастным завершением. По верху четверика выложены карнизный пояс и красивого рисунка килевидные кокошники. Под ними на фасадах выложены в стене глубокие ниши "голубцы" с сюжетной росписью. Мотив мелких килевидных кокошников повторён и в основании свободно расставленных по своду барабанов пятиглавия с чешуйчатым железным покрытием.