Все места
Музей

Ливенский краеведческий музей

Ливенский краеведческий музей — один из старейших краеведческих музеев Орловской области, работает с 24 ноября 1918 года. 3 августа 1918 года, в стенах ливенского реального училища членами историко-археологического общества была представлена экспозиция, названная местной газетой «Свободный пахарь» — первой выставкой памятников по истории и археологии города Ливен. 24 ноября 1918 года, в здании бывшего Русско-Азиатского банка (ныне здесь размещается администрация города) был открыт Ливенский народный музей. Его организатором и первым директором стал М. К. Знаменский — художник, знаток истории, целеустремлённый и настойчивый, обладавший высокой работоспособностью. Вместе с хранителем музея, А. А. Кирилловым, в круговерти начала гражданской войны он собрал значительные ценности по разорённым старинным дворянским имениям Шереметьевых, Набоковых, Корфов, Голициных, Ростопчиных, Кутузовых-Голенищевых и т. п. На момент открытия музея удалось сформировать 11 отделов, а к 1929 году, за счёт добавления материалов о революционных событиях, местной промышленности и сельском хозяйстве, их стало 14. В своей работе музей опирался на помощь добровольных помощников. Так, в 1925 году было организовано общество друзей Ливенского краеведческого музея, в котором состояло 27 человек, восемь из которых было учителя. В этом же году музей был переименован из «народного» в «краеведческий». Экспозиция первого Ливенского музея начиналась с огромного чучела бурого медведя, стоявшего сразу у входа на задних лапах. Здесь же размещалась коллекция старинных гравюр, белые морские кораллы и губки. Первый этаж был занят отделом природы, располагавшим обширной геологической коллекцией. Растительный и животный мир показывался через гербарии и чучела, коллекции насекомых и бабочек. Палеонтологический отдел хранил множество костей вымерших животных. Исторический отдел рассказывал о развитии человеческого сообщества. Были представлены предметы быта и орудия труда бронзового века. Имелось значительное собрание оружия разных времён — копья, стрелы, мечи, щит, кольчуги. А кроме того, русский железный кованый ларь XVII века, французский ларь XVIII века, иконостасы, предметы церковного обихода и собрание книг того же периода, многочисленные старинные монеты и даже индийские литые скульптуры. Все это было представлено в сочетании с красивой резной мебелью и живописными полотнами, в изобилии собранными по окрестностям. На полотнах следует остановиться отдельно. Это были работы Верещагина, Поленова, Айвазовского, живопись школы Рембрандта, Рубенса, копии произведений Рафаэля, Тициана, Боттичелли. Подчеркнём, что имелся также ряд замечательных работ уроженца Ливенского уезда Н. Д. Лосева, в юности окончившего по настоянию родителей Ливенское духовное училище, а в дальнейшем ставшего академиком живописи и наставником императрицы Марии Фёдоровны. Среди довоенных экспонатов были вещи принадлежавшие композитору Антону Степановичу Аренскому (1861—1906). В дореволюционную пору он неоднократно бывал в Ливнах, а после революции здесь проживала его вдова и дочь. В 1921 году они передали музею оригиналы рукописей нот произведений А. Аренского, его рояль и его портрет. Ливны издавна производили зерно и в районе работало много мельниц. Так, до 1941 года их было 37. Поэтому промышленный отдел музея имел действующий макет одной из них. В начале ноябре 1941 года, когда немцы стремительно приближались к Ливнам, тогдашний директор музея Герлинг потребовал эвакуации фондов. Однако его обвинили в паникёрстве и сняли с работы. А экспонаты музея, с целью сохранения от бомбёжки, переместили в подвалы здания районного Дома культуры. Но уже в конце ноября какую-то часть музейного имущества спешно отправили на санях в сторону Ельца. В годы Второй мировой войны Ливенский музей был полностью утерян и позже его пришлось вновь создавать на пустом месте. В 1959 году была издана книга ливенского краеведа С. П. Волкова ставшая первой объёмной публикацией советского периода об истории края. Именно эта работа положила начало длинного пути к возрождению музея. Рассказывая об истории Ливенской земли в циклах городских и районных лекций, собирая материалы истории края, С. П. Волков пробудил интерес к краеведению в ливенской молодёжи. В их число попал и Олег Якубсон, который в дальнейшем, стал фактическим основоположником нового городского музея. Годы спустя, работая учителем ливенской школы № 1, О. Якубсон увлекся туризмом. Со своими школьниками он много прошёл пешком, на лыжах, на лодках. Из этих походов приносились в школу различные предметы, имевшие познавательную или историческую ценность. Они-то и стали началом нового музея. Экспозиция размещалась в школьных коридорах и рекреациях. Позже, в 1966 году, когда музейная коллекция разрослась и получила некоторую известность в городе, распоряжением властей на её базе создали новый городской музей со статусом народного. Для этой цели Городским советом, руководимым И. С. Строговым, был передан небольшой домик на улице Дзержинского — бывший военкомат, состоявший всего их трёх комнат. Утверждено штатное расписание из двух человек — заведующий фондами (он же бухгалтер) и уборщица (она же истопник). Средств на оборудование, экспонаты и оформление не было, но это осуществляли всем миром на общественных началах и в частности директор Орловского краеведческого музея Н. М. Кириловская, учителя художественной школы А. П. Золкин, Н. И. Шеламов и директор А. Н. Селищев, корреспондент местной газеты Ю. Н. Беляев. Во второй раз в своей истории возрожденный музей открылся для посетителей 1 сентября 1967 года. Музей начал жить, но без активной государственной поддержки существование было трудным. Старт энтузиастов не мог быть вечным. Они тоже нуждались в средствах к существованию. Отсутствие финансирования приводило к кадровой чехарде, а она в свою очередь к разбазариванию фондов и увяданию интереса к краеведению. Дело фактически двигалось к закрытию. В 1984 году Ливенскому музею было присвоено звание «Народный». А в 1987 году, Ливенский народный музей был переименован в Ливенский историко-революционный музей и получил статус филиала Орловского Областного Краеведческого музея. В 1988 году был назначен очередной новый директор — учитель истории О. Н. Булатников. В последовавшие за тем десять лет ему удалось кардинально преобразовать жизнь музея, наладить деловые контакты с местной властью и музейной средой. Помогла и экономическая ситуация середины 90-х прошлого века — страна стала на рыночные рельсы и образовались некоторые средства. Значительная помощь была оказана и со стороны руководства города, в частности тогдашнего заместителя главы администрации по социальным вопросам, настоящего подвижника — Максимова А. Ю. Кстати, благодаря именно его инициативе, исторические здания города снабжены мемориальными досками. Результатом явилось не просто возрождение ливенского краеведения, но и переход на качественно иной уровень. В 1995 году городские власти предоставляют новые помещения в центре, и музей становится муниципальным, а в 1998 году вообще отводится целое здание. В воскресение, 28 июня 1998 года, в специально выделенном и отремонтированном здании состоялось по существу третье открытие Ливенского краеведческого музея. В музейном здании 6 экспозиционных залов, укомплектованных современным оборудованием, зал картинной галереи, фондовое хранилище, лекционный зал. Экспозиция состоит из 11 отделов: природы, археологии, этнографии, революции 1917 года, репрессий 30-х годов, Великой Отечественной войны, зал выдающихся земляков, экспозиция С. Н. Булгакова, послевоенный период (1945 — 1992 годы), интерьеры комнат XIX — начала XX веков и середины прошлого века[2]:15. Имеющиеся фонды музея существенно уступают тому, что хранилось в предвоенные годы и по объективным причинам широтой охвата не сравнятся с ними никогда. Нынешний музей делает акцент и стремится показать судьбы ливенцев, тем более, что среди них многие получили мировое признание. Пополнение фондов музея за счёт личных архивов стало заметным направлением деятельности. Среди поступлений, материалы переданные семьями братьев Белоцерковских, Р. В. Хохлова, С. П. Волкова. На помощь ливенцев и помощь их близких музей опирается в своей работе. Например, создание экспозиции С. Н. Булгакова в значительной степени обязано помощи и материалам из Франции со стороны Никиты Струве. Следует сказать, что и со стороны государственных органов помощь довольно существенна. Например, в 2006 году музею были переданы в безвозмездное пользование сроком на 10 лет 3447 единиц хранения музейных предметов и коллекций являющихся федеральной собственностью.