Все места
Музей

Изба Серова в Костроме

Рубленый с остатком дом, незаурядный образец жилой крестьянской архитектуры второй половины ХIХ века, типологически характерной для Костромской губернии. Изба построена в 1873 году для зажиточного крестьянина А.Г. Серова. Резьба на фасадах, а также отделка интерьера выполнена плотником Е.С. Зириновым. Дом перевезен из деревни Мытищи Макарьевского района, реставрация проведена в 1979-1983 годах по проекту архитекторов В.С. Шапошникова и Л.П. Матросовой. Дом типа бруса с подклетом включает расположенные на продольной оси сруб-пятистенок, мост и двор. Прямоугольный в плане объем покрыт двускатной тесовой кровлей с вальмой со стороны заднего торца. Главный фасад разделен выступом переруба на две неравные части, в два и три окна основного этажа. Крупный треугольный фронтон с полукруглым чердачным окном в центре тимпана вносит симметричность в композицию фасада. Прямоугольные окна оформлены рамочными наличниками, завершенными щипцовыми фронтончиками и сандриками-полочками. Нижняя доска наличника и его венчающие части украшены резными розетками. Окна закрываются двустворчатыми филенчатыми ставнями. Доску под венчающим карнизом занимает фриз глухой резьбы растительного орнамента с мотивами аканта, в который включены “фараонки”, русалки, и надпись, “дом Ан. Гр. Серова”. Чердачное окно в тимпане фронтона имеет глубокую амбразуру, арка которой украшена розетками. Сам проем обрамлен эффектной резной композицией с двумя львами. Под окном помещена рельефная надпись, “ма, т.е. мастер, Емельян Степанов”, строка которой как бы опирается на две волюты. Резное убранство главного фасада дополняет растительный фриз причелин. Боковые фасады разделены на пять неравных частей в соответствии с внутренними перерубами. В двух средних частях одного из фасадов расположено два входа, в основной этаж и в подклет. Главный вход выделен двухскатным зонтом на кронштейнах. В следующей секции фасада устроено два входных проема, ведущих в чистую, белую, половину двора, узкий арочный и широкий с закругленными верхними углами. Оба проема объединены наличником с глухой резьбой растительного орнамента и общим навесом. В верхний ярус двора ведет бревенчатый взвоз. Окна основного этажа боковых фасадов аналогичны главному. Такой же характер имеют и подкарнизные резные фризы. Подклет освещается волоковыми окнами. Переднюю часть дома занимают разделенные перерубом изба и горница. Мост, расположенный во всю ширину дома, соединяется коридором с двором. По сторонам коридора находятся три горницы. Нижний ярус двора включает белую половину, где распрягали лошадей и хранили сбрую, и черную, хлев для скота. Верхний ярус двора занимает поветь. Интерьеры дома сохранили богатое резное оформление. В избе наиболее интересна филенчатая перегородка, отделяющая чистую часть от кухни, которая украшена колонками, аркатурой, розетками и расписана разноцветными красками. Проем, ведущий с моста в коридор, сделан в виде арки, опирающейся на две колонны. Арка и лопатки по сторонам проема декорированы сочными резными розетками. Решетчатые ворота отделяют белый двор от черного. Полы во всем доме и потолки в жилой части дощатые.