Принято считать, что русские поселенцы начали осваивать Сибирь после легендарных походов Ермака. Однако этнографические, археологические и иные исследования говорят совершенно об обратном. По разным данным, за Урал русские перешли ещё в 14 столетии. Археолог Василий Флоринский работал на раскопках в районе Оби и обнаружил там множество предметов, характерных только для Руси: расписные горшки, фаянсовые бусы, височные кольца, старые мечи, браслеты. Помимо вышеперечисленного, нашли также русские кольчуги и перстни с узорами, встречающимися на древнерусских колчанах.
Точно известно — среди местных пришлое население с Руси получило название чалдоны. До сих пор на 100% неизвестно как это переводится, но есть 2 версии, наиболее близких к истине. Первая гласит, что чалдон – сокращение от словосочетания человек с Дона, вторая — это люди, прибывшие с Дона на челнах. Разговаривали они уже для той поры на старом русском диалекте. К примеру, вместо кони говорили комони (такое слово, кстати, встречается в «Слове о полку Игореве»), вместо человек чаловик, не чело, а чало и т.д. Доктор исторических наук из Томска Галина Пелых писала следующее: «часть старожительского населения Сибири говорит все на и: игород, игурцы, да ча, да пошто, ты, матка, ча, та ты ча».
Жили чалдоны аскетично большими семьями. Как правило, «пришельцы» ютились в соединённых между собой избах. Пропитание добывали охотой, рыболовством и земледелием. Причём до прихода казаков Ермака они уже довольно неплохо освоились и даже торговали с местными аборигенами. Через сотню лет их ряды значительно расширились беглыми крестьянами и раскольниками. Многие пытались насильно принять православие по никоновскому образцу, чему собственно чалдоны противились. Возможно именно по этой причине их впоследствии и вычеркнули, как одних из покорителей Сибири, отдав всю славу войскам знаменитого Ермака.