Все места
Церковь

Церковь Спаса Преображения из с Спас-Вежи Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря в Костроме

Церковь, рубленная из сосновых бревен, является замечательным образцом клетского храма с уникальной свайной конструкцией основания. Храм был построен в 1713 году на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. Храм подвергался неоднократным ремонтам. После одного из них, в 1770 году, он был вновь освящен. В 1876 году церковь была обшита тесом с фасадов, а внутри оштукатурена, устроен новый иконостас. В 1899 и 1904 годы деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Одновременная церкви и связанная с ней переходами шатровая колокольня на шести дубовых сваях погибла в 1926 году. В 1908 году рядом с ней была выстроена сохранившаяся до настоящего времени кирпичная колокольня. В 1956 году храм был перевезен в музей из с. Спас-Вежи Костромского района и реставрирован во второй половине 1950-х годов в своих первоначальных формах по проекту арх. Б.В. Гнедовского. Однако, простояв почти полвека на территории музея, церковь сгорела во время пожара 4 сентября 2002 года. В настоящее время принято решение о воссоздании этого уникального памятника деревянного зодчества. Основная композиция поставленной на 24 дубовых сваи церкви состояла из четверика, слегка вытянутого в поперечном направлении, и более низких прирубов пятигранной апсиды и почти квадратной в плане трапезной. С трех сторон храм и трапезная были окружены закрытой галереей-гульбищем, опиравшейся на консольные бревна. С запада на нее поднималась длинная одномаршевая лестница с крыльцом на нижней площадке. Храм и трапезная были рублены «в обло», апсида «в лапу». Все три объема завершались высокими и очень крутыми двускатными самцовыми кровлями с охлупнями и курицами. Кровля основного четверика была увенчана квадратным срубом с луковичной главой на цилиндрическом барабане. Стены храма и трапезной имели повалы, которые, однако, почти не были заметны из-за свесов кровли. Объемно-планировочная композиция церкви имела ряд особенностей: трапезная в плане представляла собой неправильный четырехугольник, четверик и апсида были также “косоугольны”, ширина галереи была неодинакова в различных местах. Однако зрительно эти изменения геометрических форм не воспринимались. Отклонения от прямых линий наблюдались и у кровель храма, например, скаты кровли четверика имели небольшую кривизну. В южной и северной стенах храма были устроены косящатые окна, а в апсиде также и волоковые. Каркасные стены галереи были забраны тесом “в елку” и прорезаны окнами с килевидными завершениями. Наиболее нарядными элементами церкви являлись резные причелины и полотенца, украшенные городками, солярными знаками и другими мотивами, характерными для народной архитектуры. С галереи в храм с трех сторон вели двери в колодах. Помещения храма и трапезной, сообщающиеся между собой прямоугольным проемом, имели плоские дощатые перекрытия по балкам. Перед восстановленным четырехъярусным тябловым иконостасом была сделана солея со ступенями и двумя клиросами. Вдоль стен трапезной и у западной стены четверика были устроены деревянные лавки. Полы были выполнены из плах.