Лефортовский парк

Лефортовский парк – первый регулярный сад на территории современной Москвы. Появившись в окрестностях Немецкой слободы после возвращения Петра I из Европы, сад стал предшественником многих парков Санкт-Петербурга. Впервые он упоминается в 1703 г. как часть загородной усадьбы Ф.А. Головина. Этот дворцово-парковый ансамбль был популярным местом проведения придворных церемоний, и москвичи прозвали его «Версалем на Яузе». Парк неоднократно менял название. Сегодня Лефортовский парк лишь отчасти сохраняет первоначальную планировку и замысел.

Лефортовский парк занял пустующий берег Яузы между Солдатской слободой с одной стороны и Немецкой с другой. Еще в самом конце XVII в. Петр I поручил своему другу швейцарцу Францу Лефорту организацию солдатского поселения на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы. В честь него весь район сегодня называется «Лефортово».

Федор Головин купил участок земли под свою усадьбу в 1701 г. у вдовы иноземца. За считанные месяцы здесь появилась дворцовая резиденция европейского типа – прообраз будущих ансамблей Петербурга. По указанию Головина был построен деревянный дворец, хоромы для приемов, Успенская церковь, разбит регулярный сад. Сам Петр I, останавливаясь здесь во время своих приездов в Москву, мечтал однажды «… ехать водой из Петербурга и в Головинском саду при реке Яузе в Москве встать». В память об этом желании в парке установлена беседка-ротонда с памятником. Император выкупил эту усадьбу в казну в 1722 г. для размещения своего двора и проведения торжеств в честь коронации императрицы Екатерины I.

Поначалу планировка Головинского сада была исключительно прямоугольной, о чем свидетельствуют сохранившиеся гравюры. Зеленые насаждения и дорожки занимали верхнюю террасу берега, а на пойменной террасе был спроектирован каскад прудов. Исключение составлял Большой пруд для катания на лодках, что располагался правее дворца. Этот прямоугольный пруд в верхней части парка сохранился, в отличие от Головинского дворца – тот окончательно сгорел в 1753 г. И пруд, и дворец проектировал архитектор Д. Иванов.

По распоряжению Петра I в 1723 г. к благоустройству парка приступил голландец лейб-медик Николас Бидлоо. Он получил от государя наказ сделать увеселительный сад с водяными затеями на голландский манер. За короткое время Бидлоо удалось провести большие земляные работы: изменить течение ручьев и заполнить многочисленные пруды и фонтаны, расчистить и выровнять площадку для симметричных дорожек. Уже после смерти Петра при поддержке Екатерины ему удалось частично воплотить свой замысел в виде большого каскада прудов с плотиной Крестового пруда. Скульптуры, украшавшие сад, беседка на острове и некоторые другие затеи, сооруженные по указанию Бидлоо, не дошли до наших дней.

После смерти Петра I в Лефортовской резиденции проводились заседания Верховного тайного совета, находился двор императора Петра II, состоялись торжества по случаю коронации императрицы Анны Иоанновны. С ее именем связан следующий этап в истории парка. С этого времени Лефортово стало главной императорской резиденцией в окрестностях Москвы и было переименовано в «Анненгоф» на немецкий манер. По преданию, уже взрослые деревья по прихоти императрицы были привезены и высажены здесь всего за одну ночь, так появилась «Анненгофская роща». При Анне Иоанновне завершилось формирование парка в стиле барокко.

Для строительства обширного деревянного дворца Анна Иоанновна пригласила в 1730 г. молодого Ф.-Б. Растрелли, и тот возвел деревянный Летний Анненгоф. Для возможности постоянного проживания двора императрицы сюда в 1736 г. из Кремля перевезен деревянный дворец Зимний Анненгоф. Оба дворца по размерам превосходили головинский; по проекту их предполагалось окружить обширной парковой зоной. Прежний парк стал Нижним садом и дополнился Верхним, планировку которого разработал Ф. Растрелли, а его отец работал над скульптурами для украшения. Дворцы и каскад прудов объединялись с помощью центральной оси парка, перед дворцом был разбит партер. Из всех украшений парка эпохи Растрелли сохранился лишь грот, а обломки скульптур находили при расчистке прудов, русла Яузы и во время археологических раскопок.

Елизавета Петровна после коронации в 1742 г. вернула резиденции прежнее название – «Головинский сад» – и открыла его для прогулок москвичей. Появились новые деревянные строения: театр «Оперный дом», церковь Воскресения Христова и дворец по проекту И.К. Коробова и Ф.Б. Растрелли. После пожара 1757 г. дворцы Лефортова пришли в запустение.

Учитывая недолговечность деревянных построек, практичная Екатерина II задумала построить в парке кирпичный дворец. Работы начались в 1773 г. и растянулись из-за низкого качества строительных материалов. Над проектом работали А. Ринальди, М. Казаков, К. Бланк и др. Оригинальной особенностью дворца является лоджия с каменной колоннадой по проекту Д. Кваренги. Здание строилось 25 лет и было завершено в 1796 г., к исходу блистательного XVIII в.

После смерти Екатерины II в 1796 г. былое величие дворцов и ухоженность Лефортовского парка исчезли. Павел I отдал территорию парка и здание дворца под казармы. С 1824 г. во всех дворцовых постройках располагались кадетские корпуса, для которых переделывались и упрощались интерьеры. К началу XX в. парк зарос и одичал, а бывший дворцовый ансамбль всецело перешел в ведение военных. Особенно сильно эта местность пострадала во время урагана 1904 г., когда старые деревья были вырваны из земли с корнем силой ветра.

В советское время территория принадлежала дому офицеров Московского военного округа, выполняя функции парка культуры и отдыха. Планы по проведению автомобильной магистрали в Лефортове привели к массовому возмущению жителей и привлекли к парку внимание общества. Для его сохранения к 2003 г. был завершен Лефортовский тоннель – замыкающий фрагмент ТТК. С 2005 г. территорию Лефортовского парка включили в состав Московского государственного музея-заповедника. Здесь были проведены археологические работы и создан проект восстановления исторической планировки. Музей проводит обзорные и тематические экскурсии по парку, лекции и занятия с детьми по истории района «Лефортово».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?