Все места
Церковь

Церковь Димитрия Солунского на Дмитриевском Погосте

Церковь Дмитрия Солунского выстроена из кирпича, оштукатурена и побелена. Во XIX веуе пристроен восточный портик, на рубеже XIX-XX веков. у южного бокового входа сооружено крыльцо с навесом, в XX веке искажены формы глав. Своеобразный памятник запоздалого провинциального барокко с использованием элементов классицизма. В объемной композиции здания выделяются высокий трехсветный четверик с пятью глухими главами и трехъярусная колокольня под каменным шатром с восемью гранями. Основной четверик чуть шире трапезной и алтаря, отчего он кажется еще весомее. Продольно-осевую симметрию традиционного плана нарушают разновеликие полукружия двухапсидного алтаря, однако этот диссонанс скрадывается поздним двухколонным портиком, поставленным на стыке апсид. Фасады четверика между окнами второго и третьего света разделены тонкой тягой и уступом стены на два разнохарактерных яруса, что говорит об изменениях первоначального замысла при строительстве храма. Обрамления северного и южного входов имеют барочный характер - с двойными выкружками по вертикали на верхних углах и с парным киотом над лучковой перемычкой. Углы двусветной нижней части четверика скруглены и ограничены лопатками. Нижние окна здесь имеют лучковые перемычки, окна второго света - круглые. От них заметно отличаются обрамления арочных верхних окон, которые по характеру уже близки раннему классицизму. Венчающий карниз четверика по рисунку полностью совпадает с карнизом трапезной и нижнего яруса колокольни. Неодинаковы по архитектуре и ярусы колокольни, где существенную роль играют элементы классицизма. Грани ее среднего четверика завершены фронтонами, а широкие устои арок расчленены тонкими вертикальными тягами. Стены верхнего четверика со срезанными углами также прорезаны высокими арками; их покрывает узкий ленточный руст, огибающий грани и ребра без вертикальных перебивок. Пропорции граней, размещение и оформление слухов шатра лишь отдаленно напоминают верхи древнерусских колоколен.Внутри центральная часть перекрыта сомкнутым сводом, трапезная коробовым с лотком на западном торце и распалубками над проемами, нижний ярус колокольни восьмилотковым сводом, апсиды коробовым, переходящим в конху. Трехъярусный пятичиновый иконостас в девять осей, выполненный в XIX веке в стиле классицизма, довольно необычен по композиции. Его центральная ось резко смещена к северу, что объясняется асимметричным расположением апсид; плоскость имеет легкие завороты на боковые стены. Первый, самый высокий, ярус украшен четырехколонным портиком с фронтоном, между средними колоннами которого помещены царские врата XIX века, над ним еще один четырехколонный портик, меньшего размера и без фронтона, в третьем ярусе по сторонам визуальной оси помещены два двухколонных портика, несущих фронтоны, а еще выше меду ними установлено "Распятие". Иконостас декорирован немногочисленными элементами классицистической резьбы, розетки и модульоны в карнизах, коринфские капители колонн, волюты по сторонам верхнего яруса, обрамление "Распятия" и резная композиция над царскими вратами. Иконы XIX-XX веков. Роспись маслом XIX века сохранилась на своде и стенах храма. Она включает сюжетные сцены, изображения фигур и орнамент. Сильно пострадавшую клеевую стенопись на уровне окон третьего света и в своде можно датировать XIX веком. В трапезной масляная живопись 1860-х годов на своде был изображен Саваоф, в распалубках, херувимы, на арке прохода в храм, святые. В нижнем ярусе колокольни стоит деревянное рельефное "Распятие" XIX века, по сторонам которого находятся плоскостная фигура Богородицы и скульптурное изображение Иоанна Богослова. В окнах сохранились решетки ромбовидного рисунка.