Церковь Преображения Господня в Лухе

Расположена к юго-западу от города, на территории кладбища. Построена в 1797 году из кирпича, имеет наружную известковую обмазку. Сохранилась каменная ограда вокруг кладбища и монументальные одноарочные ворота с аттиком и массивным венчающим фронтоном, построенные в XIX веке в стиле позднего классицизма. Церковь, один из наиболее оригинальных в районе памятников провинциального культового зодчества XVIII века, отразивший переход от барокко к классицизму.
Композиция сооружения, при некоторой асимметричности, отличается цельностью и равновесием. Основной объем составляют два четверика: нижний, с выступающими боковыми портиками, и верхний, со срезанными углами, завершенный по-барочному изогнутой высокой восьмигранной кровлей с люкарнами на широких гранях. Над кровлей возвышается еще один световой четверик со срезанными и «вынутыми» углами, несущий луковичную главу с перехватом. Полукруглая апсида и смещенная к югу трапезная со скругленным юго-восточным углом имеют одинаковую высоту. К западному фасаду трапезной асимметрично, по оси основного четверика, примыкает трехъярусная колокольня. Над ее нижним квадратным в плане приземистым ярусом поднимаются еще два четверика, прорезанные арками звона. Верхний объем, подчеркнуто удлиненных пропорций, имеет срезанные углы и завершен восьмигранным куполом с люкарнами и шпилем на сквозном барабанчике.
В наружном убранстве обращают на себя внимание своеобразные колонные портики. Из пяти колонн на северном фасаде одна поставлена по центру, а остальные сдвоены по сторонам. На южном фасаде этот принцип нарушен, слева от центральной находится одна колонна, а равновесие достигается тем, что недостающую зрительно «восполняет» скругление угла трапезной. Срезанные углы верхнего четверика храма образуют диагональные грани, оформленные парами колонн, поддерживающих сильно вынесенные раскреповки антаблемента, этот прием повторен в верхнем ярусе колокольни, но здесь колонны не парные, а одинарные. В основных гранях верхнего яруса храма помещены итальянские окна, среднее арочное, боковые прямоугольные, обрамленные четырьмя колоннами малого ордера, на западной и восточной стенах эти окна ложные. Декор первого и второго ярусов колокольни состоит из сгруппированных попарно на флангах тосканских пилястр, в нижнем четверике они объединены наложенным на стену фронтоном.
В интерьере основной объем, связанный широкими арками с алтарем и трапезной, перекрыт сомкнутым сводом с распалубками над проемами люкарн. В алтаре, коробовый свод, переходящий в граненую конху, в трапезной, коробовый с распалубками. Освещенность нижней части собственно храма слабая, из-за портиков, затеняющих окна, но сильно возрастает кверху. Фрагментарно сохранились две композиции в лепных обрамлениях, выполненные маслом в XX веке «Рождество Иоанна Предтечи» и «Успение».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?