Церковь Воздвижения Креста Господня с трапезной церковью Смоленской иконы Божией Матери Свято-Николо-Тихонова Лухского монастыря в Тимирязево

Собор Воздвижения складывался на протяжении полутора веков. Самая ранняя и ценная в архитектурном отношении часть его двустолпный храм 1679 года, выдержанный в несколько архаизированных формах, что проявилось в преобладании глухого и гладкого массива стены, в трактовке фасадов, простоте их членений и сдержанности декора. Трапезная и колокольня выполнены в стиле классицизма. Утрачены луковичные главы храма и завершение колокольни, по сторонам последней в XX веке сделаны пристройки, искажающие облик здания. Высокий кубообразный двусветный четверик под четырехскатной кровлей несет пять крупных цилиндрических барабанов, прорезанных узкими щелевидными проемами по сторонам света. Три сильно пониженные, вытянутые в плане апсиды, одновременные основному объему, равны ему по ширине. Чуть более широкая низкая трапезная со скругленными углами увенчана в центре большим полусферическим куполом. К ней через притвор примыкает пятиярусная колокольня, доминирующая в композиции храма. Наиболее выразительны фасады основного четверика. Его стены разделены лопатками на три прясла, завершенных полукружьями ложных закомар. Последние отделены от поля стены широким декоративным ступенчатым карнизом с рядами консолек, поребрика и вертикальных ширинок. Северный, южный и западный фасады украшены наличниками асимметрично расставленных окнон второго света, которые выделяются своей богатой пластикой на фоне стен. Проемы боковых прясел обрамлены колонками с дыньками и увенчаны двухлопастными кокошниками со щипцовым подвышением. В средних пряслах окна выделены более нарядными наличниками с наборными колонками и кокошниками, напоминающими корону. В нижнем ярусе старые проемы заложены и пробиты новые. Убранство апсид со световым проемом по оси каждой аналогично декору четверика, стены вверху опоясаны широким многоярусным карнизом, в который врезаются кокошники наличников того же рисунка. Барабаны пятиглавия украшены аркатурным поясом на тонких высоких колонках и также заканчиваются полосой карниза. Скромные боковые фасады трапезной в пять осей подчеркнуты четырех-пилястровыми портиками с низкими треугольными фронтонами. Еще по одному проему расположено на скруглениях западных углов. Фасады колокольни, выдержанные в стиле зрелого классицизма, украшены сдержанным, но пластичным декором. Нижние три яруса-четверика завершены карнизами большого выноса с крупными сухариками. Средний из них подчеркнут тосканскими портиками с трехчетвертными колоннами по сторонам арок звона и треугольными фронтонами наверху. Два верхних яруса образуют своеобразную венчающую часть: восьмигранный в плане полуярус с круглыми окнами по сторонам света служит основанием для удлиненной цилиндрической ротонды, прорезанной восемью узкими арочными проемами. В простенках между ними поставлены тосканские полуколонки. Пространство основного четверика с двумя крещатыми столбами перекрыто сложной системой подпружных арок и сводов, с куполами в центральной и угловых частях. В апсидах коробовые своды переходят в конхи, над окнами распалубки. Трапезная разделена на 9 ячеек арками, соединяющими четыре крещатых столба между собой и со стенами. Угловые компартименты перекрыты коробовыми сводами, остальные крестовыми. Первый ярус колокольни имеет сомкнутый восьмилотковый свод. В соборе сохранились фрагменты росписи.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?