Все места
Церковь

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дунилово

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, основное сооружение комплекса, находится в его южной части. Кирпичные стены побелены по обмазке. Колонные портики у главного и северного бокового входов относятся ко второй половине XIX века. Принадлежит к типу бесстолпных пятиглавых храмов с трапезной и колокольней, продолжающих архитектурные традиции XVII века. Исключительно нарядный и выразительный по композиции памятник в стиле нарышкинского барокко послужил впоследствии образцом для целого ряда культовых сооружений бывш. Шуйского уезда. Композиция объемов традиционно ориентирована вдоль главной оси. Стройность пропорций, обилие характерных, тщательно проработанных деталей делают храм одним из лучших произведений местных мастеров. Высокий двусветный четверик имеет пирамидальное завершение, над его аттиковым ярусом с поясом декоративных кокошников поднимается уменьшенный в плане низкий четверик со срезанными углами, украшенный аналогичными кокошниками и служащий постаментом в основании пятиглавия: луковичные главы с чешуйчатым покрытием, средняя крупнее и выше боковых, подняты на высоких цилиндрических барабанах с кокошниками в основании. Крупный алтарь почти в ширину четверика расчленен на три слабо выраженных скругления с колонками в сочленениях. Трапезная также равна четверику по ширине. Высокая шатровая колокольня, восьмигранный столп на четвериковом основании, имеет палатки по сторонам крытого крыльца. Углы основного четверика и трапезной выделены пучками колонок. На главных осях боковых фасадов четверика расположены крупные перспективные порталы с необычайно богатыми наборными профилями из дынек и бусин. Крупные арочные окна по их сторонам обрамлены наличниками с прогнутыми килевидными рамками, окна второго света размещены по двум осям и имеют гребешковые очелья. Широкий наборный карниз из городков, поребрика и пилы раскрепован у пят четырех крупных кокошников аттика. Барабаны опоясаны аркатурно-колончатыми поясами. Грани четверика и столпа колокольни обработаны ширинками, на углах лопатки. В основании шатра с северной стороны, над килевидными завершениями арок звона, выступает надстройка часового механизма. К западному фасаду примыкает поздний притвор с фронтонным портиком, где шесть колонн, расположенные попарно, обрамляют вход в храм и в палатки. Основное помещение храма перекрыто поперечным лотковым сводом, апсида конхой, трапезная полулотковым с распалубками над окнами. Первый ярус колокольни имеет крестовый свод; помещения палаток коробовые. Клеевая роспись в четверике и трапезной, характерный образец живописи первой половины XIX века, в котором сочетаются барочные по стилю композиции и классицистический гризайльный декор. В исполнении отдельных фигур широко использованы приемы иконного письма, условная моделировка объемов. Первоначальный колорит отличался богатством цветовой палитры, состоящей из преимущественно ярких, светлых, легких тонов.