Церковь Успения Пресвятой Богородицы Успенского женского монастыря в Дунилово

Церковь Успения. Хороший пример классицистического храма с выразительной композицией, ротондой на основном четверике. Оригинальным для этого типа является компактное пятиглавие, венчающее яйцевидный купол, а также развитые актовые портики боковых фасадов. Традиционно ориентированы по общей продольной оси двусветные, как и четверик, объемы, полукруглая апсида, равная по ширине четверику без портиков, прямоугольная трапезная, растянутая и развитая на ширину портиков, невысокая двухъярусная колокольня. Симметрию планировочного построения нарушает лишь поздний притвор-переход между трапезной и колокольней. Во всех основных объемах нижние проемы прямоугольные, верхние, круглые, ярусы света на фасадах трапезной и апсиды разделены пояском. В простенках высоких арочных окон ротонды поставлены парные полуколонны, поддерживающие антаблемент. Высокие барабаны чешуйчатых маковичных главок декорированы пилястрами и колонками. Два четвериковых яруса колокольни прорезаны высокими стрельчатыми арками, обрамленными пилястровыми портиками. Небольшой купол увенчан миниатюрной главкой, нижний ярус колокольни — крестовым сводом. Основной объем перекрыт куполом, барабан которого опирается на скругленные тромпы, апсида конхой, трапезная системой крестовых сводов на подпружных арках, опирающихся на два сдвинутых к восточной стене крещатых столба. Клеевая роспись в основном объеме и трапезной выполнена в первой трети XIX века с применением графьи. Забелена внизу в четверике, частично утрачена в трапезной. Одно из выдающихся произведений палехско-шуйского круга с оригинальным сочетанием классицистических форм архитектурно-живописного декора и архаизирующей манеры письма в духе древнерусской живописи конца XVII века в сюжетных композициях. В трактовке ликов, архитектурных и пейзажных фонов заметно влияние барокко. Иконописные традиции прослеживаются в тщательной проработке одеяний, системе пробелов на складках. Наиболее яркими примерами этой манеры письма являются роспись восточной стены апсиды и сцена «Страшный суд» в трапезной, точно следующие древнерусской иконографии. Им присущи выписанность деталей, некоторая измельченность вытянутых фигур с небольшими головками. Гризайльный архитектурный декор играет большую роль в живописном ансамбле, обогащает внутреннее пространство храма, придавая ему большую четкость и законченность. Чрезвычайно эффектна цветовая гамма росписей. На бледно-зеленом фоне стен ярко выделяется белая, охристая и светло-фиолетовая гризайль. В композициях преобладают красочные, насыщенные тона, темно-вишневые, фиолетово-розовые, темные оттенки охры и бирюзовый. Нимбы позолочены.
В настоящее время церковь отреставрирована. 25 декабря 2007 года состоялось освящение храма и главного престола в честь Успения Пресвятой Богородицы. 24 июля 2008 года в день памяти св. равноапостольной княгини Ольги был освящен престол правого придела храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В этом же году на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был освящен престол левого придела в честь Рождества Пресвятой Богородицы архиерейским чином. Богослужение совершается ежедневно.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?