Все места
Церковь

Церковь Рождества Христова в Юрьевце

Построена из кирпича в 1815 грду, в середине XIX века трапезная расширена боковыми приделами. Верхние ярусы колокольни не сохранились. Здание оштукатурено снаружи и внутри. Детали карнизов из белого камня. Своеобразный памятник культового зодчества первой половины XIX века, в котором барочная объемная структура объединена с декором в формах зрелого классицизма. Высокий двухъярусный четверик, в верхнем ярусе со срезанными углами, как бы воспроизводит традиционную объемную композицию восьмерик на четверике. Венчает объем восьмигранный барочный купол с люкарнами и с двухъярусным световым барабаном. Сильно выступающая суженная апсида с прямыми боковыми стенами и скруглением на востоке завершена изогнутой кровлей. Полукружия придельных апсид выступают по сторонам четверика, охватывая его западные углы. На двускатной кровле трапезной над приделами поставлены маленькие главки. Проемы нижнего яруса прямоугольные. Форма высоких арочных окон второго света, с архивольтами, импостами и замковым камнем, повторена в ложных окнах на срезанных углах, восточном и западном фасадах, образуя своеобразную непрерывную аркаду, придающую храму особую выразительность. Близкие по пропорциям арочные проемы, в гранях нижнего барабана. Декор дополняют огибающие пилястры на углах, лежачие восьмигранные филенки под окнами второго света, широкий карниз и фронтончики над круглыми проемами люкарн. Фасады нижнего яруса колокольни трехчастные, с расположенным в центре арочным проемом на импостах и с замковым камнем, и двумя прямоугольными нишами по сторонам, вписанными в поле устоев. В завершении, гладкий фриз и карниз с консольками. Внутри верхний объем храма перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом, переход к четверику осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов, в апсиде, полуциркульный свод с распалубками над окнами. В трапезной и приделах своды коробовые, в колокольне крестовый. Лестница на колокольню идет из притвора. Масляная роспись основного объема выполнена в третьей четверти XIX века, в трапезной в конце XIX века. Типичный пример живописи в духе позднего академизма, хотя в характере рисунка и моделировке заметны некоторые отступления, пропорции фигур излишне вытянуты, в ликах есть налет иконописной условности. Колорит строится на холодных, довольно ярких, но потемневших тонах. Отличительной чертой росписи являются многочисленные изображения отдельно стоящих святых, которые доминируют над небольшими сюжетными сценами. На широких лотках свода написаны «Преображение», «Распятие», «Воскресение» и «Вознесение», на узких диагональных гранях, евангелисты. Центр свода вокруг светового кольца декорирован гризайльной розеткой, орнамент которой стилизован в духе барокко. В основании свода проходит живописный карниз.