Все места
Церковь

Церковь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце

Входоиерусалимский собор, один из поздних примеров двустолпного храма в традициях костромской архитектурной школы второй половины XVII века и начала XVIII века. В 1806 году пристроена трапезная с приделом Иоанна Воина, тогда же в барабанах пробиты большие окна стрельчатых очертаний. К концу XIX века относится штукатурный декор, арочные завершения наличников, аркатурный пояс под карнизом основного объема и апсид. К высокому двусветному четверику, вытянутому по продольной оси, покрытому четырехскатной кровлей и завершенному пятью главами, примыкает равная ему по ширине трехчастная апсида под высокой скатной кровлей. Трапезная с двускатной кровлей, такой же высоты и ширины, как апсида, на западном фасаде завершена фронтоном с маленьким полуциркульным окном в тимпане. Высокие прямоугольные окна верхнего света четверика слегка заглублены в перспективные нишки и обрамлены наличниками с колонками-дудочками, опирающимися на консольки по краям подоконников, нижние проемы расположены с некоторым смещением осей. Боковые входы в храм находятся не по центру фасадов, а сдвинуты к западу. Углы объема закреплены широкими огибающими лопатками, образующими раскреповки в карнизе, дополненном мелким поребриком, полочками и зубчиками. При этом на местах несуществующих межоконных лопаток в карнизе сделаны условные раскреповки на боковых фасадах и по центру восточного и западного. Апсиду украшают трехчетвертные колонки, одинарные между скруглениями и сдвоенные на краях. Внутри два столба со скругленными и раскрепованными углами, поставленные по поперечной оси четверика, поддерживают два поперечных коробовых свода с распалубками, усиленных подпружными арками, переброшенными на стены. Световые кольца глав, центральная из которых поставлена между столбами, прорезаны в своде без дополнительных арочек. В апсиде конха с распалубками, в трапезной, сомкнутый свод с распалубками. Стенопись выполнена масляными красками по известковому грунту неизвестной артелью мастеров, судя по стилистическим и иконографическим признакам, в начале XX векв. Все композиции и отдельные фигуры святых вписаны в фигурные штукатурные рамы. Ярусное расположение композиций на стенах храма подчинено архитектурным членениям. На сводах центрального и боковых нефов расположены ветхозаветные сюжеты в рамах в виде квадрифолиев. На склонах подпружных арок написаны отдельные фигуры святых, первых пустынников и основателей монашества. Сюжетный состав росписей на стенах охватывает события Ветхого и Нового Заветов с включением довольно обширного пантеона восточных и русских святых. Стиль живописи сознательно стилизован под манеру древнерусского письма, но в сюжетных и многофигурных композициях чувствуются позднеакадемические влияния, что характерно для росписей городских церквей начала XX века.