Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Шуе

Город Шуя в XVII-XIX веках являлся крупным старообрядческим центром, связанным устойчивыми торговыми, родственными связями с костромскими, нижегородскими, московскими общинами. Большинство представителей местной деловой элиты имело старообрядческие корни. До начала 20-го века богослужения совершались в домашних молельнях с привлечением беглых священников. Часть старообрядцев “легализовались” в XIX веке, обратившись в единоверие. Единоверческие приходы существовали в Иванове, Шуе, Дунилове. Наиболее ранний из них, Успенский в селе Дунилово возник в начале XIX века.
В Шуе с конца XIX века до 30-х годов XX века существовал Всехсвятский единоверческий женский монастырь с крупным Успенским собором в псевдорусском стиле. Ансамбль монастыря с двумя храмами, оградой, трапезной, кельями играл существенную градообразующую роль в панораме Шуи, являясь въездными воротами в исторический центр города. В 1906 году после официальной легализации старообрядчества в Шуе был построен первый в округе старообрядческий храм. Местом для строительства был выбран участок в северо-восточной части Шуи на старообрядческом кладбище около березовой рощи. Кладбище для старообрядцев существовало там уже с начала XIX века, отдельно от соседнего городского кладбища при Троицкой церкви. Живописная березовая роща на крутом берегу реки Тезы была традиционным местом отдыха шуян. История рощи связана с Шуйско-Троицким монастырем, территория была пожалована монастырю царями в XVI веке, там размещался большой монастырский фруктовый сад и огород, а также гуменник и овин. На месте березовой рощи уже в 1870-е годы был организован городской общественный сад, известный сейчас как городской парк культуры и отдыха. Каменная церковь в русском стиле сооружена на средства купца Якова Турлапова. Этот храм стал одним из первых старообрядческих храмов Владимирской губернии. Кирпичная неоштукатуренная церковь с оградой, чрезвычайно редкий пример старообрядческого храма периода эклектики с элементами неорусского стиля, построенного в провинциальном городе. В наружном убранстве преобладают формы, стилизованные под новгородско-псковское зодчество. Лаконичный декор имеет плоскостной характер, однако наиболее выразительные криволинейные, плавно очерченные формы исполнены изящной графичности. Крупные членения боковых фасадов выявлены лопатками. Центральную часть подчеркивает волнообразный килевидный щипец в завершении которому вторят последовательно вписанные в него широкая трехлопастная ниша и килевидный архивольт, опирающийся на полуколонки. Интересен портал западного входа с массивным полуциркульным обрамлением, перехваченным крупными валиками, и полукруглое в плане крыльцо перед ним. От низкой шатровой колокольни сохранился лишь плоский парусный свод в первом ярусе. После закрытия храма в 1930-х годах здание внутри перестроено, часть оконных и проемов заложены, прорублены новые. В 1952 году территория парка расширена на юг и восток за счет уничтоженного старообрядческого кладбища. Сейчас на территории прежнего кладбища, танцплощадка и аттракционы. Иконостас в 1946 году передан в Ивановскую Успенскую деревянную церковь. Основной объем храма сохранился. Снесена глава храма и низкая шатровая колокольня над западным входом. В 1990-е годы окончательно разрушен последний фрагмент глухой зубчатой кирпичной ограды вокруг храма. Внутри размещался цех деревообработки, в данный момент в бывшем храме администрация парка культуры и отдыха.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?