Церковь Воздвижения Креста в Шуе

Своеобразный пример крупного храма, сохранившего объемную композицию и внутреннюю структуру конца XVII века и получившего интересный фасадный декор в стиле классицизма. К массивному двусветному четверику с четырехскатной кровлей примыкают пониженные прямоугольные объемы алтаря, его восточные углы скруглены и более узкого западного притвора. С северной стороны расположен двухэтажный придел 1823 года. Широкие лопатки, которые впоследствии были превращены в ионические каннелированные пилястры, членят стены четверика на прясла. Фасады увенчаны широким аттиковым ярусом с прямоугольными филенками вместо традиционных закомар. Наиболее выразительна композиция восточного, алтарного фасада. В центре его, четырехколонный портик из спаренных тосканских колонн, завершенный треугольным фронтоном. В широком среднем интерколумнии помещено трехчастное окно. Трехчетвертные коринфские колонки в простенках поддерживают треугольный фронтон, в тимпан которого врезано арочное завершение среднего проема. В его верхней части сохранилась ампирная металлическая решетка. В филенках аттикового яруса сохранились фрагменты живописных композиций.
В интерьере четыре основных массивных столба сдвинуты к востоку. Для опоры центральной световой главы устроена дополнительная пара столбов и подпружная арка с востока. В ячейках основного объема, коробовые своды. Алтарь объединен с храмом тремя широкими арками и перекрыт вспарушенными сводами. Западный притвор имеет поперечный коробовый свод с распалубками над проемами.
Живопись темперой исполнена между 1823 и 1828 годами тейковским живописцем Тимофеем Медведевым на средства шуйских купцов Киселевых и Посылиных и является одним из наиболее выразительных примеров росписей 1-й половины XIX века. Стиль барокко в ней сочетается с иконописными приемами, что ха-рактерно для раннего периода творчества Т. Медведева. Колорит росписи, был, видимо, насколько позволяют судить отдельные фрагменты, основан на сочетании чистых и прозрачных тонов. Росписи сохранились на сводах, в люнетах, верхних частях боковых стен, подпружных арках.
Барабан, отделенный в основании штукатурным карнизом, расчленен по вертикали широкими полосами гризайли на четыре части, в которых изображены евангелисты. На коробовых сводах написаны композиции на библейские сюжеты, заключенные в рисованные рамки различной конфигурации, что определяется их местоположением на своде. На подпружных арках расположены «Несение креста», «Снятие с креста» и «Положение во гроб». В люнетах южной стены под сводами «Моисей со скрижалями» и «Тайная вечеря», в люнетах северной, «Исход из Египта» и «Омовение ног». Свободное пространство на сводах и стенах заполнено изображением гризайльных кессонов, розеток, аканта.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?