Церковь Вознесения Господня в Введенье

Церковь Вознесения, типичный для этих мест памятник в переходных формах от барокко к классицизму. Композиционно объемы здания вытянуты вдоль основной оси, стройный трехсветный и пятиглавый основной четверик с чуть суженной пятигранной апсидой и низкая, более широкая в плане трапезная квадратная, с чуть скругленными восточными углами, к которой примыкает выстроенная позднее трехъярусная колокольня. Четырехгранный с люкарнами купол последней завершен главкой со шпилем на высоком световом барабанчике. Вертикальную направленность объемов усиливает убранство фасадов. Углы четверика выделены пилястрами, наложенными на широкие лопатки, а обрамление расположенных по трем осям окон составляют плоские наличники с узкими ушками во втором свете и накладными филенками под верхними квадратными проемами. Убранство фасадов трапезной и апсиды включает барочные наличники окон с лучковыми перемычками, завершенные сандриками, а также пилястры, одиночные в простенках трапезной и тройные, с выпуском угла, на апсиде. Четверики колокольни, последовательно уменьшающиеся кверху, прорезаны высокими арками, а два нижних декорированы двухколонными портиками с треугольными фронтонами. Высокое и светлое основное помещение храма перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном в центре. Это пространство объединено широкими арочными проемами с трапезной и алтарем. Апсида, освещаемая тремя окнами, перекрыта пятилотковым сводом, а трапезная поперечным коробовым с двумя лотками. В стене северного устоя колокольни устроена лестница к звону.
Клеевая роспись исполнена в 1-й трети XIX века. Сохранилась фрагментарно в четверике, алтаре и на своде трапезной. Выразительный памятник палехско-шуйской школы с присущими ей барочными по характеру композициями и гризайльным декором, в котором прослеживаются веяния классицизма, а также иконописной манерой письма в изображении отдельных святых. Цветовая гамма мягкая, охристо-коричневатых оттенков с вкраплением голубого и темно-красного. Кольцо светового барабана окружено широкой живописной орнаментальной рамой, от нее по граням свода к его основанию спускаются гризайльные полосы. На восточном лотке традиционно написан «Горний Иерусалим», на западном «Вознесение», на южном и северном представлены редко встречающиеся здесь изображения евангелистов. На южной и северной стенах в три яруса написаны фигуры апостолов. В промежутках между верхними и нижними рядами окон помещены евангельские и ветхозаветные сцены. Большая часть западной стены занята композицией «Изгнание торгующих из храма», основное место здесь отведено изображению интерьера иерусалимского храма, где своеобразно сочетаются элементы барочной архитектурной живописи и иконописные приемы в трактовке фонов. Росписи алтаря также традиционны, в конхе, отделенной от стен поясом гризайли, написано «Коронование Богоматери», на стенах изображены отцы церкви, в исполнении фигур чувствуется иконописная манера; в простенках между центральным и боковыми окнами расположены «Жертвоприношение Авраама» и «Предвечная жертва». Необычна по иконографическому составу роспись свода трапезной на темы евангельских блаженств. В центре восьмиугольная композиция «Блаженны чистые сердцем», заключенная в тонкую рисованную раму, от которой по диагоналям свода расходятся четыре луча, украшенные сложным гризайльным орнаментом. Каждый лоток разделен по вертикали рисованной колонкой, что позволило разместить в них по две композиции. Живопись трапезной исполнена в светлой колористической гамме, зеленоватые оттенки здесь удачно сочетаются с голубой гризайлью.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?