Все места
Церковь

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Балахне

Церковь построена в 1668 году на средства балахнинского солепромышленника Г. Е. Добрынина. В 1690 году церковь сгорела и при восстановлении ее в 1702—1704 годах главы были покрыты черепицей а с запада пристроена шатровая колокольня, украшенная цветными изразцами. Хотя она построена на 35 лет позже, но составляет единое целое с церковью. Ни одно из окон всего сооружения с их фигурными кирпичными обрамлениями и кокошниками не повторяется по рисунку, причем мастерами были учтены разные условия их освещенности. В 1957—1962 годах церковь была реставрирована. Церковь XVII века, Спасская, выделяется особым изяществом деталей и изысканностью линий. Ее формы относятся к архитектуре Христорождественской церкви в той степени, в какой ионический ордер мягче и женственнее дорического. Спасская церковь стоит на гряде между Волгой и речкой Нетечей. Здесь на древней Никитинской улице в Кузнечной слободе в XVI веке были две деревянные церкви, Спасская и Никитская. Церковь Никиты была сожжена в 1610 году во время набега бродячей казачьей банды, и хотя она не была восстановлена, ее именем и сейчас нередко называют каменную Спасскую церковь, построенную в 1668 году на средства солепромышленника Г. Е. Добрынина. Сначала это была пятиглавая церковь с трапезной, без колокольни. Главы ее были покрыты "немецким" железом, но в 1690 году во время пожара кровли, главы и кресты "погорели без остатку". В 1702—04 годах производились восстановительные работы, на отремонтированных главах была уложена глазурованная черепица, а перед западным порталом выстроена шатровая колокольня, богато украшенная цветными изразцами. В начале нашего века все пять глав были сделаны железными, а многие окна расширены и потеряли свою прежнюю форму. Сейчас, после проведенной в 1962 году реставрации, Спасская церковь предстает перед нами почти в первоначальном виде, который нарушает только сторожка, пристроенная к ее юго-запад-ному углу. Колокольня, хотя и была построена в 1702 году, на 30 лет позже, чем церковь, составляет с ней единое целое. Колокольня опирается на четыре угловых столба. Восточная пара их, примыкающая к стене трапезной, несколько смещена с оси здания, а чтобы не было загорожено западное окно трапезной, закрывается часть профилировки портала. Желание совместить при этом центр западной стены колокольни с главной осью всей церкви заставило строителей деформировать прямые углы колокольни, придав ее плану форму ромба. Стройный крутой шатер выделяется по сравнению с нижними ярусами колокольни своими необычно крупными размерами, что придает особую остроту всей объемной ком-позиции. Детали карнизов и оконных обрамлений колокольни нарисованы так же тонко и прочувствованно, как и на фасадах церкви, но совершенно в иной системе пластического построения. В соответствии с новыми, барочными принципами прежние кокошники заменены рваными фронтонами, в кладке которых выделяются изогнутые по дуге кирпичи, специально формованные и обожженные. Исключительно красив наличник южного окна второго яруса колокольни. Если обычный тип древнерусского оконного обрамления напоминает по форме кокошник, национальный русский женский головной убор, то для южного окна мастер выбрал вариант убора, сходный с короной. Трехлучевой кокошник этого окна по своим очертаниям обладает особым изяществом рисунка. Средний луч его заканчивается небольшим декоративным зеленым изразцом, а прямоугольная рама окна украшена бело-зеленым изразцовым жгутом. Стены колокольни расцвечены многочисленными вставками полихромных изразцов, рисунок и тематика которых обычны для этого времени, разнообразные цветы, сказочные птицы, вазы, барочные картуши. Но подбор красок и тонкость моделировки рельефной формы ставят балахнинские изразцы рубежа XVIII века на одно из первых мест среди прославленных центров этого производства в России.