Все места
Церковь

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы Покровской Введенской Островной женской пустыни

Первый деревянный храм Введенской Островной пустыни строился с 1709 года по 1710 год на очищенном от леса месте. Построив себе на острове келью и часовню, иноки Сергий и Тимофей, с появлением на острове большого количества насельников, просят царя Петра Алексеевича о дозволении им построить на острове Вятского озера церковь во имя Введения во храм Божией Матери. "на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы" В декабре 1708 года была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, митрополита Рязанского и Муромского Стефана. Прошение было удолетворено, и в течение одного года иноки с братией закончили постройку. Храм был освящён 14 января 1710 года. С устроением на острове церкви существовавшая здесь часовня 1708 года оказалась не нужна, и её перенесли на большой Московский тракт "для сбору от доброхотных дателей на содержание монастыря". Новый храм представлял тогда "осмерик, а поверх шестерик, крыша тёсом, глава и шея обиты чешуёю деревяной, на главе крест деревяный опаен жестью". Этот храм перестраивался в 1767 году. К концу ХIХ века и эта церковь пришла в "крайне ветхое состояние". 30 июля 1890 года настоятель пустыни в представлении к епархиальному начальству о построении нового храма заявил, что "в холодном Введенском соборе образовались трещины, которые, постоянно увеличиваясь, по свидетельству епархиального архитектора, угрожают падением храма". Вследствии чего епархиальным начальством дозволено было обветшавшую церковь разобрать и построить новую, по утверждённому строительным отделением проекту и под наблюдением епархиального архитектора. Строительство нового кирпичного собора, начатое с весны 1891 года, велось на средства самой обители и благочестивых жертвователей, в июле 1892 года было окончено. В соборе было устроено пять алтарей, три внизу во имя Введения во храм Божией Матери, Иоанна Крестителя и преподобного Никиты Исповедника, и два вверху, на хорах, во имя святых равноапостольных Константина и Елены и святых мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. 9 августа 1892 году архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий освятил новый величественный пятипрестольный Введенский собор. Вот что писала тогда газета Владимирские епархиальные ведомости, "Накануне этого дня с утренним поездом Высокопреосвященнейший Сергий прибыл в Покров, где остановливался для обозрения церквей, а сопровождавшие его из Владимира духовные лица, назначенные участвовать в совершении освящения, прямо со станции железной дороги отправились в пустынь, куда, по обозрении церквей в Покрове, прибыл и Владыка. Вечером в этот день торжественно совершено было всенощное бдение в новосозданном храме. Утром 9-го числа совершена была ранняя литургия в тёплом Никольском храме. В 9 часов Владыка прибыл в новый храм и по облачении немедленно приступил к совершению чина освящения" На средства благотворителя владельца Ликинской мануфактуры Алексея Васильевича Смирнова в соборе были выстланы полы метлахской плиткой и сделано водяное отопление. Новый величественный по своей архитектуре пятиглавый храм, построенный в византийском стиле, отличался красивым посеребрённым и местами позолеченным иконостасом и великолепными росписями греческого письма выполненными монахами Оптиной пустыни под руководством иеромонаха Даниила. В особом киоте хранилась местночтимая икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, украшенная серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями, написанная в ХVIII веке. При храме возвели колокольню. Собор действовал до 1924 года. В 1932 году начали разрушать главы Введенского храма, чтобы придать зданию светский вид. Здание поделили на два этажа и использовали более 60 лет под нужды колонии. В нём устроили школу, затем на втором этаже сделали музей, а на первом спортзал, мастерские и склад мебели. После того как здания и храмы Введенской пустыни полностью передали в ведение женского монастыря, в начале 2000-х годов приступили к реставрации и Введенского собора, с него сняли протекавшую кровлю, установили леса, выложили кирпичный барабан, вычистили фасадный кирпич и подняли купола с золочёными крестами. Под масляной краской, покрывавшей его стены, реставраторы чудом обнаружили сохранившиеся фрагменты росписей конца ХIХ века. Среди них Тайная вечеря, Преподобный Антоний Печерский, Преподобный Серафим Саровский и Преподобный Николай Чудотворец Мирликийский.