Церковь Казанской Иконы Божией Матери в Солотчах

В трёх верстах от Солотчинского Рождество-Богородицкого монастыря супруга великого князя Рязанского Олега Ивановича Евфросиния основала Зачатьевскую обитель. В ней она приняла монашеский постриг с именем Евпраксия, в ней же и скончалась через три года после смерти своего мужа. Женский Зачатьевский монастырь существовал до 1682 года, когда его упразднили из-за размыва берега, на котором он стоял, а насельниц переселили в находившуюся неподалёку Аграфенину пустынь. На месте монастыря в подмонастырской слободе Солотча осталась лишь деревянная церковь, которая с ХVII века была известна под названием Зачатьевской. В 1771 году было начато, а в 1783 году закончено строительство очередного Зачатьевского деревянного храма с Никольским приделом и колокольней. Со временем и этот храм пришёл в ветхость, и на его месте, в 1843 году вместо деревянного приходского храма принялись строить новый — каменный, в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что возводился он из камней пришедшей в большую ветхость разобранной Алексеевской церкви Солотчинского монастыря. Строили новую церковь целых пятнадцать лет. Колокольня была воздвигнута только в 1858 году. В храме устроили два придела, Никольский и Алексеевский. Все три иконостаса вызолотили, были позолочены и раскрашены даже наружные каменные кокошники. Стены храма расписывал талантливый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов, работы которого находились в сотнях рязанских церквей, во многих столичных храмах, в обителях Святой горы Афон. Великое освящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось на престольный праздник в 1859 году. Здание солотчинской Казанской церкви было отстроено в формах, переходных от позднего классицизма к эклектике. После революции 1917 года храм постигла трагическая судьба. В 1920-1930-е годы солотчинская церковь ещё действовала, но в 1937 году богоборческая власть всё же закрыла её. Погиб большой церковный архив, саму церковь варварски уничтожили. Первым делом сбросили со звонницы колокола, затем взялись и за саму колокольню. Её основание подрубали топорами, обкладывали брёвнами, обливали горючим и долго жгли. В конце концов, колокольня рухнула в сторону реки. Как свидетельствуют старожилы, её падение сопровождалось страшным грохотом и сотрясением земли. Случилось это всего за две недели до начала Великой Отечественной войны. Очевидцы того богоборческого поступка, также говорили, что когда один из бесчинствующих бросил камень в переносицу лика святого Иоанна Богослова, из этого места долго текла кровь. Потом началось разграбление храма, растащили кирпичи, позолоту. В 1951 году церковное помещение хотели было приспособить под среднюю школу, но этот проект был отклонён. Спустя некоторое время, в его уцелевшей части устроили зернохранилище, позже здесь стояла дизельная установка для освещения посёлка, ещё позже пункт приёма стеклотары и макулатуры. Благодаря использованию храма не по назначению, по стенам пошли огромные трещины, в которых росли деревья. Храм продолжал разрушаться и к концу 1990-х годов от него практически ничего не осталось. Вместо аккуратных полов, вывалившийся со сводов и стен разбитый кирпич, на остатках пола виднелись следы костров и высилась гора мусора, проём между алтарём и ротондой был закрыт досками, некогда украшающая стены масляная живопись оказалась утрачена. В таком состоянии в 1989 году Казанский храм вернули Русской Православной Церкви. Первые богослужения проходили в часовне, которая стоит посреди кладбища, что находится рядом с храмом. В ноябре 1990 года была освящена восстановленная часть церкви, в 2000 году завершили возведение трапезной части, а в 2004 году окончили строительство недостающего храмового здания. В 2005 году перекрыли купол и водрузили кресты, в 2006 году перестелили полы, побелили стены, заменили окна. На звоннице снова установили колокола, подаренные благотворителями. Рядом с церковью высится удивительный памятник святителю Николаю Чудотворцу. Святитель изображён стоящим на земном шаре, постамент украшают барельефы, созданные по мотивам иконных клейм с житием святителя. Замечательна история создания этого памятника. В 2000 году в городе Миры Ликийские был установлен памятник святителю Николаю. Но спустя четыре года турецкие власти демонтировали его. Один из жителей Рязани, видевший этот памятник, в очередной свой приезд в Демре с ужасом обнаружил, что на месте монумента стоит раскрашенный пластиковый Санта-Клаус. Упомянутый рязанец оказался знаком со скульптором Раисой Алексеевной Лысениной, давней прихожанкой солотчинского храма, и им пришла мысль воссоздать памятник великому угоднику Божию на рязанской земле. Весной 2006 года памятник был установлен на территории церкви и освящён архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом. По композиционному решению он повторяет уничтоженный в Турции памятник святой стоит на земном шаре. Существенное отличие, турецкий памятник был деревянным, покрытым пластиком, а рязанский выполнен из бронзы. Памятник выглядит удивительно органично, будто бы всегда находился на этой земле, где так почитают святителя Николая.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?