Церковь Иоанна Предтечи Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря

Надвратный храм Иоанна Предтечи возводили три года, окончив строительство в 1698 году. Тогда же были сооружены и Святые врата. Иоанно-Предтеченская церковь необычна по своему облику, она представляет собой выдающийся архитектурный памятник и очень гармонирует с храмом Святого Духа. Большинство исследователей считают, что её тоже проектировал зодчий Яков Григорьевич Бухвостов. Церковь легка, светла и устремлена ввысь. Наружные стены и Святые врата богато украшены каменной резьбой. Всё богатство оформления этого сооружения сосредоточено главным образом на восьмерике. На его гранях размещено восемь одинаковых белокаменных наличников. В трёх из них, южном, западном и северном, сделаны окна, в восточном, ложное окно, а в остальных, большие керамические фигуры евангелистов, уникальные, дошедшие до нас изразцы. На Руси и раньше нередко украшали храмы изразцовыми изображениями, но здесь, это не просто изразцовые «квадратики» или «полоски». Между окнами на гранях главного восьмерика церкви в особые обрамления вставлены огромные, почти в рост человека, многоцветные панно с изображениями четырёх евангелистов. Их фигуры столь велики, что в деталях отлично видны с земли. Автором изразцовых фигур храма Иоанна Предтечи был замечательный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Он известен своими работами в Москве и её окрестностях, в Иосифо-Волоцком и Ново-Иерусалимском монастырях. Эти великолепные ценные барельефы, как и серафимы для трапезной, изготовленные в Москве «по образцу как у Никиты Мученика и у Николы Чудотворца», были закуплены у этого «ценинных дел мастера» в 1691 году. Сама же церковь Иоанна Предтечи над Святыми вратами строилась одновременно с восточной монастырской стеной, оконченной в 1698 году. Этот маленький двухъярусный храм, представляющий собой восьмерик на четверике, завершается восьмигранным барабаном с главкой; кубическая форма Святых ворот служит одновременно как бы пьедесталом и папертью для неё. Эти два сооружения, церковь и ворота, настолько хорошо архитектурно увязаны между собой, что не могут рассматриваться отдельно, они дополняют друг друга и составляют одно композиционное целое. Используя здесь ярусное построение объёмов, зодчий по-разному решил их фасады. Восточный, выходящий на наружную сторону монастырской стены, трактован им как проездная башня крепости. Поэтому внешняя часть ворот с расположенной над ними апсидой храма сильно выдвинута вперёд и оформлена строго, почти без декора. Маленькие окна апсиды лишены наличников и напоминают бойницы. Суровость этого фасада несколько смягчают группы угловых полуколонн ворот и тройной архивольт с белокаменной гирькой над проездной аркой. Отступающий как бы на второй план скульптурно обработанный восьмерик переносит центр внимания внутрь монастыря и невольно приглашает посетителя войти туда. Раскрывающийся перед зрителем западный фасад надвратной церкви и Святых ворот решён как лёгкая, изящная постройка благодаря широко раскрытой сюда композиции из трёх арок ворот и удачному чередованию ярусов низкого, почти лишённого декора четверика с высоким богато оформленным восьмериком и небольшой гранёной главкой. Центральная большая арка отмечена здесь, как и снаружи ворот белокаменной гирькой и тройным архивольтом. Боковые арки ведут в открытые лоджии, из которых можно попасть в караульные помещения, расположенные по сторонам проезда. Между арками по фасаду стоят на постаментах с ширинками тонкие парные полуколонны с красивыми оргинальными капителями. Они поддерживают венчающий карниз ворот с белокаменным парапетом, ограждающим гульбище церкви, занимающей второй ярус Святых ворот.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?