Во время активного каменного строительства в монастыре, развернувшегося в 1688-1689 годах при настоятеле архимандрите Игнатии Шангине, были построены наиболее интересные в художественном отношении здания, такие как надвратный храм Святого Иоанна Предтечи и величественная Свято-Духовская церковь с трапезной. Их возводил выдающийся архитектор Яков Григорьевич Бухвостов, известный строитель Успенского собора в Рязанском кремле, а также церкви Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове. Внешний облик этих храмов в сравнении с более древним Рождественским храмом наглядно показывает разницу между храмовой архитектурой ХVI и ХVII веков. Оба эти сооружения, как восточная и южная стена с башнями, строились по заказу архимандрита Игнатия и являются частью большого замысла восстановления и обновления всего монастыря, который проведён в эти годы. В первую очередь были возведены стены трапезной палаты с церковью святого Духа, отделочные же работы велись в ней позднее, через 2-3 года. Но из-за отсутствия средств колокольня церкви святого Духа, расположенная над сенями с западной стороны трапезной, тогда не была закончена. Её достроили позднее, в 1735 году. Вероятно, этим можно объяснить, что шатёр колокольни сделан слишком низким и плохо увязан с общими пропорциями столпа. Каменный шатёр, после осквернения храма в ХХ веке, восстановлен совсем недавно, в 1966 году.
Трапезная церковь святого Духа стоит на подклете, в котором раньше размещались в восточной части престол преподобного Онуфрия, в западной хозяйственные помещения, погреба, квасоварня и пивоварня. Вверху под крышей, над сенями, гостиной и пекарней, располагавшимися в западной стороне, находились кельи. Трапезная палата храма представляет собой громадное помещение с распалубками, имеющее пролёт в 18 м и освещённоё с двух сторон большими по тем временам окнами. Более ранние подобные залы были построены лишь на патриаршем дворе Московского Кремля в 1656 году и в Симоновом монастыре в 1683-1685 годах архитектором Осипом Старцевым. В 1686-1692 годах подобная трапезная была возведена в Троице-Сергиевой Лавре, а в 1689 году в Ново-Девичьем монастыре. Храм Иоанна Предтечи, Свято-Духовская церковь Солотчинского монастыря свидетельствуют о высоком уровне строительного искусства в русском зодчестве конца ХVII века. Здесь нашли отражение новые требования Православной Церкви в отправлении религиозных обрядов, которые обставлялись теперь с большой пышностью. Они должны были показывать могущество церковной власти.
Свято-Духовская церковь вместе с большой трапезной палатой больше похожа на великолепный дворец или корабль, чудесным образом очутившийся среди монастырских стен. Храм создан явно по столичным образцам знаменитым «каменных дел мастером». В убранстве храма зодчий использовал различные архитектурные приёмы, детали окон трапезной выполнены в белом камне с вставками из разноцветных изразцов. Изразцы с изображениями херувимов украшают и барабан главки. Случайно сохранилось и имя мастера, выполнявшего камнерезные работы в ХVII веке, их выполнил резчик по камню Маркел Степанов. Стоит сказать, что в 1920-е годы, после закрытия монастыря, трапезный храм святого Духа был превращён в клуб с кинозалом для организованной в Солотчинском монастыре колонии для малолетних преступников. В помещении бывшей церкви до начала 90-х годов ХХ века ещё показывали кино и устраивали танцы для отдыхающих на турбазе «Солотча». Внутренняя отделка трапезной и церкви, к сожалению, не сохранилась. Сейчас храм восстановлен и является действующим. Внутренние стены и своды вновь были покрыты варазительными росписями. Древний Солотчинский монастырь был и остаётся одним из красивейших ансамблей Рязанского края, где сохранились произведения архитектуры, имеющие большую архитектурную и художественную ценность.