Свято-Успенский Шаровкин монастырь

Незаслуженно забытый Успенский Шаровкин монастырь, расположенный на кромке обрыва у реки Жиздры, на краю села Ильинское под Перемышлем, по праву можно назвать жемчужиной Калужской земли. Шаровкин монастырь – некогда мужской монастырь — был прозван так в народе по фамилии или прозвищу его основателя инока Шаровки по имени Феогност. Он почил о Господе в 1545 году и погребен у южной алтарной стены соборного храма. Символично, что «шаровка» – название местного речного моллюска, в перламутровой раковине которого из простой темной песчинки рождается белоснежная жемчужина.
По преданию, на холме у реки местные жители сообща молились Божией Матери и святому пророку Илии о ниспослании дождя во время засухи и вымаливали необходимое. Здесь, на речном песчаном изгибе, обрамленным душистым сосновым лесом, среди многочисленных родников и был воздвигнут удивительный красоты Свято-Успенский Шаровкин монастырь.
Этот удивительный небольшой монастырь, основанный в начале XVI века, как монастырь просуществовал сравнительно недолго, но, в то же время, пережил богатую и сложную историю.
Успенский Шаровкин монастырь был основан в центре владений князей Воротынских, взявших его под свое покровительство. Особую роль в развитии Шаровкина монастыря сыграли славные защитники Отечества — русские князья Воротынские, взявшие его под свое покровительство. Царь Иоанн Грозный, высоко оценивая заслуги князя А.И.Воротынского, неоднократно делал вклады монастырю на его поминовение. и позднее царский двор и дворянские семьи – Чичерины, Юшковы, Волконские, Одоевские и др. – делали большие вклады. Многие из них заканчивали свои земные дни в монастыре на Жиздре.
В середине 50-х годов XVI века был возведен Успенский собор с приделами Иоанна Богослова и вмц. Екатерины, заменивший прежний деревянный храм, а в конце 50-х гг. – теплую церковь Сергия Радонежского с приделом на правой стороне во имя свт. Николая Чудотворца и с трапезной палатой.
В 1567 г. придел собора и церковь Сергия украсили настенными росписями. Они были выполнены игуменом монастыря Прохором, который вместе с иконописцем Арсением написал также большинство икон для иконостаса собора. К середине XVIII века каменные здания монастыря. как сильно обветшавшие, были перестроены.
Значение Шаровкина монастыря как духовного и культурного центра признавалось и позднее. При царе Феодоре Алексеевиче он был приписан к Донскому монастырю. Архимандриты столичного монастыря с любовью и заботой начали возводить новые здания на берегу Жиздры.
Секуляризация церковных владений 1764 года внесла значительные перемены в жизнь верховий Оки, региона, который, по традиции, называли «монастырщиной». Тысячи монастырских крестьян стали государственными; села и деревни, ранее принадлежащие монастырям, поступали в полное распоряжение Коллегии Экономии и стали называться экономическими. Монастыри были разделены на классы, а часть их была выведена за штат и должна была существовать на собственные средства. В их число и был определен Шаровкин монастырь.
В 1776 году монастырь сгорел. После пожара настоятель и братия были переведены в Свято-Введенскую Макариевскую Жабынскую пустынь около Белева. а монастырь был упразднен. Монастырские церкви обращены в приходские. Интересно заметить, что приход в то время насчитывал около тысячи прихожан, будучи составлен из жителей четырех близлежащих деревень и работников Песоченского завода.
Вол время Великой Отечественной Войны, несмотря на то, что село было под оккупацией, обе церкви не были разрушены и практически не пострадали.
В 1950-х годах исследователь русской архитектуры архитектор Петр Дмитриевич Барановский вывозит из Шаровкина монастыря и передает в музей Коломенское уникальные резные царские двери иконостаса придела Иоанна Богослова. В настоящее время вместо этих царских Врат выполнена их копия.
Ансамбль монастыря от времени претерпел значительные разрушения и нуждается в реставрации. Но и сегодня это один из интереснейших архитектурных комплексов и важнейших исторических и культурных памятников Калужской области, история которого до конца еще не изучена.
В середине 70-х годов ХХ века рухнул купол Сергиевского храма, и в настоящее время он представляет из себя стены с грудой развалин.
В 80-х годах в алтаре Успенского храма стояли сельские лошади, стены были исписаны непотребными надписями. придел Иоанна Богослова был замурован и обнаружен только позднее, с началом восстановления обители. С крыши храма постоянно текло, поэтому в притворе стены были покрыты плесенью, а поверх земляного пола образовался толстый слой из грязи и гнилья. Постепенно силами верующих храм был приведен в лучшее состояние, начались богослужения.
В 2016 году в Шаровкин монастырь прибыли сестры из Свято-Никольского Черноостровского монастыря для возрождения обители и возобновления монашеской жизни.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?