Церковь Богоявления Господня в Гончарах в Коломне

Богоявленский храм в Гончарах расположен сейчас на границе исторического центра Коломны, это означает, что когда-то он стоял на окраине, а ещё раньше за пределами города. Много веков назад здесь располагалось село Бабышево, которым владела супруга Дмитрия Донского, княгиня Евдокия. Первые упоминания о Бабышеве относятся к ХIV веку. Известно, что вскоре после вхождения Коломны в состав Московского княжества его оставил в наследство своей супруге князь Иван Калита. Видимо, после этого закрепилась традиция владения селом жёнами великих князей. В эпоху Куликовской битвы Бабышево принадлежало будущей преподобной Евфросинии, а позже жене её сына Софье Витовтовне и жене её внука Марии Ярославне. Впрочем, храма тогда в Бабышеве не было, во всяком случае сведений о нём не сохранилось. Вероятнее всего, первую церковь здесь построила следующая владетельница села, дочь последнего византийского императора и супруга Ивана III Софья Палеолог. По преданию, она долго не могла забеременеть и много молилась в храмах Коломны и иных московских окрестностей, в том числе в Троице-Сергиевом монастыре, где ей явился преподобный Сергий. Вскоре после этого великая княгиня родила наследника, будущего Василия III. В честь счастливого разрешения от бремени и памятуя о данных обетах, Софья Палеолог велела заложить в вотчинном селе Бабышеве деревянную церковь. Освятили её, что вполне объяснимо, в честь Зачатия святой Анны, и в первые века своей истории храм был известен именно как Зачатьевский. К ХVI веку Коломна разрослась настолько, что село Бабышево практически слилось с городом, превратившись в Гончарную слободу, где селились гончары и кирпичники, строители стен Коломенского кремля. Строили его, кстати, по приказу Василия III, того самого вымоленного Софьей сына, рождению которого и обязана была своим появлением сельская, а теперь слободская церковь. С превращением села в слободу прекратилась традиция княжеского владения, теперь это место вошло в епархиальные земли. В конце ХVI века храм постигло общее для деревянных храмов бедствие: он сгорел. Возможно, кстати, что сгорел не тот храм, что построили по велению Софьи Палеолог, а «наследовавший» ему, известно, что Гончарная слобода выгорала не единожды. Сколько всего раз деревянный храм горел и восстанавливался, не известно, однако во время одного из пожаров произошло чудо, изменившее его судьбу. Вот как об этом рассказывал святитель Филарет, родившийся здесь и часто бывавший в Гончарной слободе, «В древнейшие времена существовал здесь деревянный Зачатьевский храм, в котором с древнего времени находилась пожертвованная из деревни Митяево икона Нерукотворного Образа Спасителя; после пожара, истребившего в селе Бабышеве и деревянный храм Зачатьевский, икона была найдена чудесно сохранённою в пепле. В воспоминание сего и построена была вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, другая в честь Нерукотворного Образа Господня». Таким образом, храм приобрёл новое посвящение и стал Спасским. Именно под этим именем он известен на протяжении большей части ХVII века. В 1649 году слобода, фактически являвшаяся городским районом, официально вошла в состав Коломенского посада. Богоявленская церковь оказалась в ряду тех немногих храмов, где богослужения не прерывались и в самые тяжёлые для Церкви и страны годы. По окончании Великой Отечественной войны храм получил статус кафедрального собора Крутицкой и Коломенской епархии во многом потому, что выбирать было особенно не из чего, почти все храмы к тому времени оказались упразднены. Здесь, в тихом районе тихого подмосковного города, продолжалась молитвенная жизнь, и московские архиреи несколько десятилетий служили в храме, ставшем физической и духовной родиной для одного из славнейших деятелей Русской Церкви.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?