Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря

Введенский храм, возведённый в 1607 году, обновлялся и переосвящался ровно через сто лет после постройки. При это церковь не потеряла свою главную гордость — шатры. Это крайне редкий иконографический тип в русском зодчестве — два шатра. Не менее уникально сочетание столь изящного верха со столь массивным низом. Последнее — чисто конструктивное требование: Введенский храм по замыслу и задачам должен был включать в себя трапезную палату и большой подклет. Объём собственно церкви — прямоугольный параллелепипед, вытянутый, опять-таки вопреки сложившимся архитектурным традициям, не по продольной, а по поперечной оси храма.
Возможно, на этапе проектирования «функционального» низа у строителей и возникла идея оформить верх церкви на контрасте, сделать его лёгким и воздушным. А что может быть легче шатра? А если основание — не квадратное, а прямоугольное? Так пусть будет два шатра! Тонкие, изящные, на миниатюрных восьмеричках и со столь же филигранными главками, они художественно перекликались со столпообразным завершением Преображенского храма, при этом ни мало не копируя его — одно из величайших достижений, если речь идёт о создании именно архитектурного ансамбля, а просто комплекса построек. Эти шатрики — плоть от плоти стилистики русского узорочья ХVII века — ярчайшего, но вспыхнувшего быстрой звездой и столь же быстро угасшего явления в русской архитектуре. В том же контексте узорочья выдержан и декор Введенской церкви: карнизики, наличники, кокошники, здесь уже даже не пытающиеся «мимикрировать под закомары».
Церковь подчёркнуто нарядна. Если провести мысленный эксперимент — отчеркнуть в воображении колокольню, пристроенную значительно позже, в ХIХ веке, и, конечно же, «мимо стиля». Нам откроется первоначальный замысел зодчих — храм, особенно при восприятии с близкого расстояния, приобретает пирамидальную форму с единым композиционным стремлением «вверх — к центру». К сожалению, пристройка колокольни сдвинула композиционный акцент. Но церковь прекрасна и в таком виде. В интерьере храма очень любопытно колористическое сочетание спокойных охристых тонов фигур и несколько романтического пастельно-голубого цвета фона. Росписи сделаны заново во время реставрации храма в ХХI веке; хочется отметить, что современные изографы, что называется, «вошли в резонанс» с древними зодчими, фрески прекрасно стилизованы и смотрятся очень органично.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?