Церковь Казанской Иконы Божией Матери Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме

С южной стороны Троицкой церкви в середине XVII века располагались бобыльские дворы, которые Богдан Цветной перенес на посад. На освободившемся месте в 1648 году выстроена каменная Казанская надвратная церковь. На южной стороне церкви над окнами в клеймах сделаны надписи, говорящие о дате строительства и называющие строителя церкви, «1648 года создана сия церковь», «а строенье торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана Цветнова». Казанская надвратная церковь выстроена спустя 5 лет после Троицкой. Это одно из великолепнейших зданий, вошедшее в ансамбль Троицкого монастыря. Размеры церкви миниатюрные. В плане она в два раза меньше, чем Троицкая церковь. Наружный размер, включая и алтарную часть, составляет всего 2, 5 сажени. Однако благодаря тому, что церковь приподнята над «вратами», выполняющими роль парадного входа в монастырь, а также благодаря необычной для этого времени шатровой композиции, Казанская надвратная церковь не уступает Троицкой. Богдан Цветной, по всей вероятности, решил сделать храм таким, подобного которому ещё не было ни на его родине в Муроме, ни в Москве, где он был одним из богатых купцов гостиной сотни. Приглашенный им зодчий проявил большой вкус и такт по отношению к основному зданию монастыря, Троицкой церкви, показав глубокое понимание русского зодчества, умело применив в церкви и висячие колонки, характерные для владимиро-суздальской архитектуры, и детали шатровых храмов XVI века. Благодаря смещению надвратной церкви в сторону от оси запад-восток, по которой размещается Троицкая церковь, было положено начало созданию сложной архитектурной композиции, завершенной в дальнейшем строительством колокольни. Казанская надвратная церковь по декоративному убранству превосходит Троицкую церковь. Ее пропорции настолько изящны, что создается впечатление, будто все здание вытесано из единого монолита. Храм кубической формы установлен на высокое каменное основание Святых ворот. Святые ворота состоят из двух арок, большей и меньшей, и представляют собой скульптурную композицию из висячих полуколонок. Основания арок опираются на прямоугольные столбы с нишами и белокаменными деталями. Южный фасад четверика спаренными трехчетвертными колонками разделен на две почти равные части, отражающие внутреннюю планировку. Узкие щелевидные оконные проемы и ниши, растесанные в XVIII веке, обрамлены полуколонками из лекального кирпича, опирающимися на консоли и соединенными между собой полуциркульными арочками, слегка вспарушенными в вершинах. Над проемами расположено шесть декоративных шлемовидных вставок, клейм. В центральных клейма вязью вырезаны дата строительства и имя строителя храма. В карниз, довольно широкий и плоский, вставлен сплошной ряд изразцов продолжающийся вокруг всего здания. Четверик завершается кокошниками с позакомарными покрытиями. Угловые кокошники соединены между собой декоративными вставками, показывающими тонкое художественное чутье мастера. Над кокошниками изящные и легкие восьмигранные восьмерик и шатер. В каждой грани восьмерика — почти квадратная ниша, на внутренней плоскости которой по вертикали поставлено по три разноцветные изразцовые плитки, примыкающие одна к другой по диагонали. Верх восьмерика завершается карнизом с зубчиками и 16 кокошниками, являющимися одновременно основанием восьмигранного шатра, завершенного тонкой шейкой трибунки и луковичной главкой. В основании каждой грани шатра ряд слухов с треугольными фронтончиками. Не менее интересна паперть на западной стороне церкви, расположенная над каменными палатками хозяйственного назначения. Если декор части, примыкающей непосредственно к четверику, точно повторяет архитектурные детали основного объема, то в архитектуре стены, примыкающей к колокольне, появляются совершенно иные детали. По всей видимости, эта часть была открытой галереей с чрезвычайно изящными окнами с двухлопастными заполнениями арок, внутренние пяты которых опираются на резную из белого камня гирьку, висящую на металлическом штыре. Этот декоративный прием впервые применен в галерее муромской надвратной Казанской церкви, в дальнейшем повторялся неоднократно и в других зданиях города, например, в крыльце Благовещенского собора. Архитектура нижней части подклета надвратной церкви чрезвычайно проста и лишена каких-либо деталей. С южной стороны подклета единственное окно обведено простой тягой из лекального кирпича, входы в палатку с северной стороны представляют собой простые проемы.
Шатровая Казанская церковь первой половины XVII века, один из немногих храмов этого времени, выстроенных с отступлением от «церковного чина», в обход «очистительных» преобразований патриарха Никона, запретившего строительство шатровых храмов, как деревянных, так и каменных. К сожалению, до нашего времени не дошли интерьеры Троицкой и Казанской надвратной церквей. Уже в конце XVIII века здесь были проведены значительные переделки. В 1786 году, как подтверждает летопись монастыря, в Троицкой церкви вместо дверей сделаны «две круглые перемычки», вместе с этим «пробита еще снаружи папертей дверь для входа в церковь на месте прежней, обращенной в арку». Двери, ведущие из папертей в церковь, расширены на аршин в обе стороны и на половину аршина в вышину, поэтому сегодня трудно судить о форме и декоративном обрамлении входов в церковь. Отличительной особенностью Троицкой и надвратной Казанской церквей является также наличие в стенах «голосников», резонаторов кувшинообразной формы, утопленных в стены и улучшающих в значительной мере акустику.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?