Собор Троицы Живоначальной Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме

Крестив муромлян, благоверный князь Константин стал строить в городе храмы. Один из них, во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, он поставил, по преданию, на месте нынешнего Троицкого монастыря. Неизвестно, когда Борисоглебскую деревянную церковь сменила деревянная Троицкая, где князьям-страстотерпцам был посвящён лишь придел. Но в Писцовой книге 1624 года мы уже обнаруживаем именно её: «Супротив монастыря, Благовещенского, церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба. и в церквах Божия милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола, все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана». «Торговые люди, упомянутые в описи 1624 года, это муромские купцы Цветновы. Торговали они преимущественно москательными товарами, и в их числе краской. Цветновы имели двор неподалёку от Троицкой церкви и, постепенно богатея, всё больше оказывали попечения о ней. То есть, говоря проще, были её ктиторами.
В 1642 году сын Бориса Цветнова Богдан заложил на месте деревянной Троицкой церкви каменную. Строилась она примерно год, о чём сообщает надпись на стене храма, «Лета 1642 августа 21 дня начата бысть сия церковь создатися. Совершена же бысть сия церковь 1642 году августа 6 дня тщанием и снисканием гостиные сотни торгового человека Тарасия, Богдана сына, по реклому Богдана, Цветнова, во славу и честь Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Когда храм был отстроен, Тарасий Цветнов подал прошение епископу рязанскому Моисею об основании на месте Троицкого прихода девичьего монастыря и выразил готовность пожертвовать под его устройство своё дворовое место, а равно и выкупить соседний участок, принадлежавший Предтеченскому приходу. Разумеется, епископ не стал противиться благочестивому желанию Цветнова, а тот, усердствуя об основанной им обители, пошёл ещё дальше, «оную Предтеченскую церковь своим коштом перенес» на новое место, поскольку «от стоящих весьма близ монастыря у передних ворот приходской церкви святого Иоанна Предтечи деревянной с приделы монастырю имеется застень, вред и опасность и видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отнята». Устроив Троицкую обитель, Тарасий Цветнов, по всей видимости, сам удалился в монастырь, в соседний Благовещенский. Монастырь, основанный Цветновым, продолжил свой исторический путь вполне бодро. У него появились новые жертвователи, а в 1663 году он, по грамоте царя Алексея Михайловича, получил в своё владение бобыльские дворы по соседству.
В 1921 году Троицкую обитель закрыли. Насельницы её пошли в буквальном смысле по миру, а монастырские здания, оставшись без пригляда, вскоре так «опустились», что даже пролетарская пресса забила тревогу. С 1933 года монастырь был занят военными. Собор, надвратная церковь и колокольня служили складами. В 1936 году разобрали Трёхсвятительский и Пантелеймоновский приделы, кирпичи использовали на строительстве школы, а мусор и щебень так и оставили под стенами храма. С 1941 года «в здании бывшего Троицкого собора» расположилась артель им. Крупской, занимавшаяся пошивом обуви. После войны в монастыре расселили трудящихся, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть, попросту говоря, превратили его в коммунальные квартиры. Такая ситуация сохранялась до возвращения обители епархии. При этом в 1970-е годы монастырский ансамбль поставили на государственную охрану как памятник республиканского значения, в связи с чем произвели косметический ремонт.
Передача Троицкого монастыря Церкви состоялась 15 мая 1991 года, на день памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Он стал первым женским монастырём, возрождённым во Владимирской епархии. В конце мая в обитель приехали первые насельницы из рижского Троице-Сергиева монастыря. На Троицу, 26 мая, в монастыре служили первую литургию, правда, ещё не в Троицком соборе, а в надвратной Казанской церкви. Малое освящение Троицкого собора состоялось 21 июля, на праздник Казанской иконы Божией Матери. Троицкий храм сейчас полностью отреставрирован. Некоторые изменения в его облике небесспорны, однако в целом восстановительные работы считаются проведёнными удачно. В 2008-2011 годах в соборе выполнены росписи. Кресты, установленные сегодня на главах собора, подлинные, работы муромских кузнецов ХVII века, реставрация которых проводилась в 1990-е годы. В новейшее время главной святыней Троицкого собора, как и самого монастыря, являются мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии, а также не менее известный Виленский крест-мощевик, появившейся в Муроме в 1658 году.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?