Все места
Церковь

Церковь Смоленской Иконы Божией Матери в Суздале

В Смоленском приходе две церкви каменные, однопрестольные, с каменною колокольнею, холодная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, а теплая во имя святого Симеона Столпника. В 1655 году Скучиловские крестьяне подали челобитную патриарху Никону, в которой, жалуясь, «что они долгое время живут в слободе, а церкви Божией нет», просили разрешения построить две деревянные церкви, холодную в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплую во имя святого Симеона Столпника. В том же 1655 году, по благословению патриарха Никона, церкви были построены. Деревянная Смоленская церковь стояла до 1696 года, а в этом году архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Исаия и келарь старец Нифонт с братьею подали прошение Суздальскому митрополиту Иллариону о разрешении им построить вместо деревянной каменную церковь во имя Смоленской Божией Матери. 29 октября того же 1696 года митрополит Илларион дал благословенную грамоту на построение каменной Смоленской церкви. Оная церковь строением окончена и освящена в 1707 году, и существует до настоящего времени. Копии с метрических книг с 1799 года, а исповедных росписей с 1803 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 году и хранится в церкви. Церковь имеет землю в количестве 334 кв. саж. Причт при церкви, священник и псаломщик. Годовой доход причта около 650 руб. У священника дом церковный, у псаломщика собственный. Приход 59 дворов, душ мужского пола 188, женского 201. Во время строительства Смоленской церкви пятиглавие уже выходило из моды, однако в данном случае оно выглядит вполне уместно, визуально облегчая массивный кубообразный четверик основного здания. Тонкие изящные барабаны покрыты резьбой и увенчаны луковыми главами серо-стального цвета. С востока пристроена алтарная апсида. Плоскости фасадов отделены от четырехскатной крыши карнизом из маленьких кокошников, столбиков и зубчиков. Окна расположены высоко, их наличники украшены «бусинами» на фигурных пилястрах. Мимо церкви по торговому тракту со стороны Ярославля непрерывным потоком гремели телеги с товарами. Возможно, поэтому декор северной стены богаче, чем южной. Сопровождающие обозы приказчики непременно заходили в такую красивую церковь и ставили свечи в благодарность за благополучное завершение пути или надеясь на скорую прибыль. А может, просто один мастер оказался честнее другого и не стал халтурить.