Свято-Никольский женский монастырь в Арзамасе

Основание Николаевского монастыря неразрывно связано с воспоминанием об основателе его Феофилакте Яковлеве. Н. М. Щегольков сообщает, что «около 1580 года один из жителей Арзамаса Феофилакт Яковлев, по своему усердию и на собственный счет построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца». Об этом свидетельствовала грамота царя Алексея Михайловича, данная 28 марта 1670 года стольнику князю Леонтию Шайсупову и написанная на семи склеях со скрепом дьяка Ивана Степанова, как «де тот Никольский девич монастырь построен тому лет с девяносто и больше» . В те времена священники обычно избирались прихожанами, а не назначались епархиальным начальством, поэтому в настоятели, вероятно, по выбору прихожан, был посвящен сам храмоздатель. Вскоре известный уже нам игумен Спасского монастыря Сергий принес в дар этому храму резной образ святителя Николая, именуемого Можайским, и предложил Феофилакту обустроить при этом храме девичий монастырь. Идея создания женского монастыря, какового еще не было в городе, была поддержана Феофилактом. И он строит неподалеку еще одну деревянную теплую церковь во имя Богоявления с приделом Св. Георгия Победоносца, с жилыми подклетами и деревянной папертью, а также колокольню и 30 отдельно стоящих келий. Всю территорию огородили забором. Очевидно, благословение на учреждение монастыря было получено ранее, перед строительством всех этих сооружений. В 1612 году второе народное ополчение под руководством К. Минина и князя Д. М. Пожарского освобождает Москву от польско-литовских захватчиков. А в 1613 году, уже в более спокойной обстановке в стране, на соборе избирают на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова. На собор собрание от всех слоев населения были выбраны пять человек арзамасцев, игумен Спасского монастыря Иов, служилые дворяне Иван Путятин, Федор Дементьев, Иван Нармацкий и Федор Чемезов. Молодой царь Михаил Федорович, опекуном которого являлся его отец, российский патриарх Филарет, был благосклонен к Арзамасу, в том числе и к Николаевскому монастырю. Своими грамотами 1614, 1615 и 1632 годов государь подтверждает прежнее право Николаевского монастыря на владение своими поместьями. Кроме того, он устанавливает хлебную и денежную ругу, государственную дотацию Николаевскому женскому монастырю. А в 1634 году в честь рождения сына учреждает вторую по счету в Арзамасе женскую обитель Алексеевскую. В начале XVII века Арзамас, как и многие другие русские города, был застроен деревянными зданиями, а потому очень часто страдал от опустошительных пожаров. Так, в 1643 году сгорел Воскресенский собор в кремле. А в 1650 году в результате сильного пожара, произошедшего от молнии, огнем были уничтожены обе церкви, все кельи и ограда Николаевского женского монастыря, а также находящиеся рядом башни кремля и часть крепостной стены. Прекрасные деревянные храмы, древние иконы, резные иконостасы и многие церковные вещи, все это превратилось в пепел и прах. Куда разошлись бедные погорелицы, монахини Николаевского монастыря, неизвестно. Можно предположить, что их приютила под своей крышей Алексеевская обитель.
В 1913 году монастырь был вполне благоустроен. Здания его и постройки были покрашены и чисто выбелены, аккуратные дорожки и клумбы с цветами радовали глаз. Внутреннее пространство храмов со старинными резными иконостасами и многочисленными иконами, ценными церковными вещами были плодами трудов и гордостью монахинь, число которых достигло 325 человек. Сестры ни в чем, необходимом для иноческой жизни, не нуждались и могли спокойно заботиться о своем духовном спасении. Не имея богатых и постоянных жертвователей, они жили в основном своим трудом, работая на земельных угодьях, принадлежащих монастырю, в монастырской иконописной мастерской, шили церковные облачения, искусно украшая их золотой вышивкой, изготовляли обувь, вязали ботинки, чулки и пуховые платки, стегали одеяла и т.д. Монастырь был украшением всего города. Пластика архитектурных форм его зданий, ярко-синие главки храмов с золочеными звездами и крестами восхищали гостей города и были гордостью арзамасцев. Голос колоколов Николаевского монастыря, вплетаясь в гармонию звука еще почти 200 арзамасских колоколов, создавал удивительное чувство праздника или печали, благотворно действуя на духовное и физическое здоровье людей. Не раз Арзамас переживал жестокие пожары, которые уничтожали половину города, однако город возрождался вновь, еще краше и лучше. Но случился пожар пострашнее всех, пожар революции, который «выжег» в умах и душах людей многовековую память предков, и люди сами превратили свои храмы в развалины и пепел. Но всё-таки сохранились «живые зёрна» духовности, не запустело намоленное место. В настоящее время трудно и медленно, но возрождается Арзамасский Николаевский женский общежительный монастырь. Упорным трудом монахинь Николаевского монастыря благоустроена Богоявленская церковь, восстановлен из руин главный соборный храм и колокольня. Засверкали золотые звёзды на синих главках монастыря.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?