Все места
Церковь

Церковь Рождества Христова Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря

Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Афанасия в 1828 году. За год, к лету 1829 года, церковь была в основном построена. Батюшка Серафим пожелал, чтобы она была непременно освящена в день Преображения Господня, и сказал, что если в текущем году это не будет исполнено, то храм останется неосвященным до следующего праздника Преображения, ибо так угодно Господу. Наскоро были привезены два местных образа из соседнего села, так как иконостаса еще не было. Трудно было сочетать три службы Рождеству Христову, Преображению и освящению храма, но батюшка Серафим поручил это опытному уставщику архимандриту Иоакиму из Нижнего Новгорода, который специально составил службу и освятил храм именно 19 августа 1829 года, на праздник Преображения Господня, как велел преподобный Серафим. Дореволюционный двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах и упрощенным антаблементом. Овальной формы икона Тайной Вечери над царскими вратами имела оформление в виде аттика с волютами. Небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления. В 1829 году церковь эта была уже готова. Церковь во имя Рождества Христова, а освящалась в день Преображения Господня. Так пожелал батюшка Серафим. В храме хранилась церковная утварь и облачения, данные обители старцем Серафимом, и много икон, ему принадлежавших и присланных им в разное время в благословение обители. В углублении стены паперти была устроена колокольня, имевшая одиннадцать маленьких колоколов, три из них приобрел на Макарьевской ярмарке батюшка Серафим. О них говорили, "Диво, да и только, колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе, как подымется этот сладкий серебряный звон их". В 2008 году в монастырь был возвращен один из колоколов, заказанных Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг. На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины звонить в него теперь невозможно, колокол помещен в экспозицию монастырского музея, который находится в доме блаженной Параскевы Ивановны. До 1930-х годов Казанская церковь вместе с Рождественскими храмами сохраняла свой первоначальный вид. "Под 20 сентября 1927 года нам предложили уйти из монастыря. В самый праздник Рождества Богородицы владыка Зиновий служил обедню в храме Рождества Богородицы. Певчие запели стихиру, и не смогли дальше петь. Все заплакали, и вся церковь плакала", вспоминала монахиня Серафима Булгакова. После этого началось разорение обители. В Рождественском храме в советское время находились почта, телеграф и госбанк. Повторное освящение храма состоялось 1 июня 1993 года. В 2008 году к Рождественскому храму были сделаны пристрои с южной и северной сторон. Они освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила Гусевых и в честь пузинских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. До нашего времени в алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Господа Вседержителя в окружении херувимов. Современные росписи храма Рождества Христова выполнены московскими художниками Константином Охотиным и Дмитрием Лазаревым. Главным мотивом стенописи являются сюжеты Рождественского цикла, который включает евангельские события от Благовещения до избиения Вифлеемских младенцев. В алтаре бережно сохраняется старинная фреска дивеевского письма. Придельные храмы расписаны художниками нижегородской мастерской "Ковчег" под руководством Олега Анциферова. В храме Рождества Христова сразу же обращает на себя внимание белоснежный иконостас. Впечатление такое, что он выполнен из мрамора. На самом деле, специалисты московской мастерской "MarmorTec" применили технологию декоративной венецианской штукатурки. С 1993 года по заповеди преподобного Серафима в храме Рождества Христова горит неугасимая свеча. Богослужения в храме Рождества Христова совершаются нечасто из-за его небольшого размера. Обычно это службы для монашествующих. Престольный праздник храма отмечается особенно торжественно. Как правило, на праздник Рождества Христова здесь совершается ночная литургия, и после нее бывает крестный ход вокруг храма.