Все места
Церковь

Церковь Вознесения Господня в Нижнем Новгороде

Издавна стоявший на оживлённом пересечении торговых путей из Москвы, Владимира и Мурома в Понизовье, из Арзамаса в Балахну и Ярославль, из Казани и Сибири в центр России, Нижний Новгород имел развитую систему ямской государевой службы. В XVI—XVII веках ямские слободы располагались в районе Започаинья по сторонам Ильинской улицы, занимая обширные территории. В слободах были выстроены дворы гонщиков с огородами, садами и просторными выгонами для лошадей. Ямщики, обязанные перевозить государственные грузы и государевых людей, находились в привилегированном положении, не платили податей, были неподсудны местным воеводам, могли быть судимы только по челобитным в Москве и только два раза в году в Ямском приказе, имели право заниматься ремёслами и промыслами, развозя продукцию на своих же подводах, могли беспошлинно варить пиво для собственного хозяйства. В тот период ямщики считались состоятельным сословием. В конце XVI века в Нижнем Новгороде насчитывалось только 50 ямщиков, но к середине XVII века в связи с возросшим грузопотоком в Започаинских ямских слободах было выстроено уже 138 нетягловых дворов, с общим числом гонщиков 320 душ. В центре ямских слобод стояла рубленая приходская церковь. В 1621—1622 годах о ней писали в источниках, «на Ильинской Большой Московской проезжей улице, в Ямской слободе, церковь Вознесения Христова деревяна, клетцки, с папертью. А в церкве, образ местный Вознесение Господа нашего Исуса Христа в киоте на красках, да на тябле деисус, да на колоколнице два колокола. А церковь и в церкве образы и книги, и колокола — строенье мирское». В середине XVII века церковь была перестроена и в честь этого ктитор-священник на свои средства заказал напрестольный крест с посвящением, «Лета 1646, месяца января в 23 день, на память священномученика Климента, епископа Анкирскаго, и Агафангела, обложен сей честный и животворящей крест Господень серебром и позлатил Нижняго-Новгорода Вознесенской церкви поп Ануфрий Климент». Последний в XVII веке российский патриарх Адриан покровительствовал Вознесенской церкви, в 1694 году вложил в ризницу храма украшенный жемчугом и драгоценными камнями серебряный напрестольный крест, и завещал Евангелие, обтянутое зелёным бархатом и украшенное чеканным серебряным средником-распятием. В начале XVIII века церковь горела дважды, в 1701 году и 25 июня 1715 года. После второго пожара была выстроена в течение месяца уже в камне. Ктитором был назначен казначей патриарха Адриана Тихон, который когда-то жил в нижегородской ямской слободе. Новая каменная церковь была типичной по архитектуре для Нижнего Новгорода того периода, одноглавой, с просторной трапезной и с шатровой колокольней над главным западным входом, по типу корабль. Своды и стены были расписаны изнутри фресками, установлены образы, написанные нижегородским иконописцем Иваном Епимаховым, Иоанна Предтечи, Антипы, епископа Пергамского, почитавшиеся нижегородцами чудотворными. В приделе храма была установлена икона Божией Матери Неопалимая Купина, которая должна была защитить храм от пожаров. Но это не помогло, каменная церковь горела несколько раз в начале XVIII века и лишь в 1748 году была восстановлена казной нижегородских ямщиков Григория и его сына Никиты Беспаловых. К середине XIX века храм пошёл многочисленными трещинами, а его скромный внешний вид не соответствовал возросшему значению Нижнего Новгорода, в который была переведена Макарьевская ярмарка. К этому времени жившие возле храма роды ямщиков уже давно стали богатыми купцами, Николай Алексеевич Акинфиев и его жена вложили в ризницу Вознесенской церкви разнообразную серебряную и золотую утварь, наследник Беспаловых, купец Фёдор Николаевич Гущин, пожертвовал причту церкви крупный участок своей крепостной земли и 3 тысячи рублей на строительство нового храма. 8 апреля 1866 года Строительное отделение губернского правления утвердило место для будущей постройки. К этому времени прибыли в город и утверждённые императором план-фасады храма. 5 июня 1866 года Нижегородский епископ Нектарий в торжественной обстановке заложил первый камень в основание новой церкви и освятил место. Четырёхстолпный, двухсветный храм без колокольни был построен к концу 1872 года. Пять глав венчали кованные золочёные кресты, продолжалась отделка интерьеров под мрамор, настилка мозаичных полов и установка трёхъярусного иконостаса, который согласился сделать резчик из Городца Иван Платонович Вознесенский. Образа писал нижегородский иконописец Дмитрий Андреевич Салабанов. Весной 1875 года из старой церкви в новую перенесли всю утварь, а 22 мая на праздник Вознесения епископ Иоанникей освятил престол. Тем не менее, строительство всё ещё продолжалось. Лишь в 1877 году на ярусе звонницы разместили 8 колоколов. В советский период церковь была закрыта. Последнее заседание приходского совета состоялось в 1925 году. В здании расположились складские помещения и отдел периодических изданий областной научной библиотеки. В подвале и колокольне жилые квартиры. В 2003 году в храме возобновились богослужения и начались восстановительные работы. В 2005 году отреставрирована колокольня, установлены купол и крест.