Никоновская реформа XVII века запретила возведение шатровых церквей. На шатровые колокольни запрет не распространялся. Появился новый тип культового сооружения — церкви кораблем, ярусные, где отражение устремленности вверх также проявилось, хотя и не с такой силой и динамикой, как в шатровых.
Ярусность выразилась в установке друг над другом восьмигранных срубов, обычно трех, уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром. Требования были соблюдены и высотность, хотя и расчлененная, выдержана. К тому же дробность объемов была в стиле барокко, охватившего сначала обе столицы, а затем и провинцию России.
Ярусные церкви, в которых почти всегда основные срубы — алтарь, ярусная церковь, трапезная, паперть с ярусной колокольней, крыльцо — располагались строго по продольной оси — восток-запад, при некотором воображении напоминали двухмачтовый парусный корабль.
Одним из лучших и выразительных экземпляров оказалась Никольская церковь в Высоком Острове. В 1783 году в «Клировых ведомостях Новгородского уезда» указывается, «Церковь во имя святителя Николая, новая, деревянная, без приделов, холодная…»
За годы существования церковь претерпела, по крайней мере, два крупных ремонта 1879 года и 1901 года.
Нижняя часть церкви — почти квадратный в плане четверик и три стены трапезной рублены из круглых, довольно толстых бревен, соединенных в углах «в обло». Но соединения оказались сложными, в чаше были оставлены два шипа продольного направления, под нею два вертикальных поперечных паза. Такая врубка застраховывала смещение бревен в любую сторону горизонтальной плоскости и упрощала обработку углов в помещениях, где бревна протесаны, а углы не скругленные, а прямые. Кровли всюду сделаны в два теса, двухслойные.
На алтаре — пятискатная крыша, на трапезной — двухскатная, на двух восьмериках — односкатные на восемь сторон, на верхнем восьмерике — восьмискатная. Главка с лемеховым покрытием. Четверик колокольни перекрывается на северо-западном и юго-западном углах двухскатными кровельками, на противоположных — односкатными. Нижний восьмерик покрыт односкатными кровлями на восьми сторонах, верхний — восьмискатной сплошной, входящей в ярус звона и служивший одновременно его полом.
Иконостас подлинный, хотя и подвергался обновлениям, как и его иконы. Он каркасно-рамной конструкции, с барочной орнаментальной резьбой, позолоченный на раскрашенном фоне. Имеет снизу раскрашенные орнаментами панели и четыре яруса икон. Нижний ярус — местные иконы, второй — деисусный, третий — праздничный, четвертый — пророческий. Реставрационные работы были в основном закончены в 1979 году, но отдельные мелкие, с перерывами продолжались до 1989 года.
Несколько позже был установлен иконостас с отреставрированными уцелевшими иконами и «царскими» вратами.