Магдебургские врата в Новгородском Кремле

Магдебургские, Корсунские, Плоцкие, Сигтунские, врата — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде, затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом были перенесены в западный портал собора. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведёт архиепископ Новгородский и Старорусский.
По одной из версий эти врата сделаны в 1153 году в городе Магдебурге и предназначались для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке. В Новгороде врата появились во второй четверти XV века. Впервые двери придела Рождества Богоматери упоминаются XVIII веке в описях Софийского собора, где они именуются Корсунскими, а в описи 1803 года они обозначены как «немецкие». С середины XV века бытовала легенда о том что врата из Византии привёз Великий Князь Владимир и до появления новой версии их происхождения их называли Корсунскими. В версии опубликованной Ф. Аделунгом в 1823 году эти врата являются воинским трофеем новгородцев, карел, эстов, ижор и северных русских, ходивших по морю в 1187 году в тогдашнюю шведскую столицу Сигтуну.
Сделаны врата западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты. Сцены из Ветхого и Нового Заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством. Среди фигур, изображённых на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман и плоцкий епископ Александр. По их заказу ворота были изготовлены в 1152—1154 годах. Также на вратах присутствуют изображения сотворивших их мастеров-литейщиков Риквина, с весами в правой и клещами в левой руке и Вайсмута, с клещами в руках). Между фигурами немецких создателей помещена фигура русского мастера Авраама. У каждой из трёх фигур сделаны надписи, на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута и на русском у фигуры Авраама. Авраам, по преданию, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки. По одной из версий, он был современником и сотрудником Риквина и Вайсмута, по другой — жил несколько веков спустя, руководил поновлением ворот и добавил свой автопортрет. Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими входящему о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок — головы грешников. Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними — русские переводы. В нижнем правом углу левой створки — редкое изображение сотворения Евы. Кентавр Китоврас, целящийся из лука, — олицетворение двойственности человеческой натуры.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?