Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год) — одноглавый четырёхстолпный новгородский храм на Звериной (Бредова) улице в Великом Новгороде, у южной части Зверина монастыря.
Территория Неревского конца не замыкалась внутри земляного вала, опоясывавшего Софийскую сторону Новгорода. К северу от вала расположена значительная группа древних памятников зодчества, местоположение которых летописцы связывают с Неревским концом, иногда называя его Кожевницким.
Непосредственно за валом в начале Зверинской улицы, тянущейся от вала до Зверина монастыря, стоит одна из лучших новгородских построек — церковь Петра и Павла в Кожевниках, поставленная в 1406 году. Церковь эта принадлежит к кругу наиболее зрелых, художественно законченных памятников новгородского зодчества ХV века. Здание выстроено в основном из крупных блоков известняка, однако разнообразные декоративные мотивы, с большим художественным тактом, без каких-либо элементов излишества украшающие верхние части фасадов, выполнены из кирпича.
Из кирпича сложены также лопатки, арки и глава церкви. Архитектурный образ здания является дальнейшим развитием традиции новгородского зодчества второй половины ХIV века. Церковь Петра и Павла в Кожевниках — кубического типа одноглавое здание. Фасады ее имеют трехлопастное завершение, оформленное многолопастной ползучей аркой.
Напомним, что в угловых членениях новгородские зодчие ХIII-ХV веков применяли полукоробовые своды, а в остальных членениях, кроме среднего, над которым ставили купол, коробовые. Сочетание среднего коробового свода с двумя полукоробовыми по сторонам и давало конструктивную основу трехлопастных завершений.
Фасады здания, очень строгие и законченные по пропорциям, в завершающих частях акцентированы лаконично и мастерски прорисованной кирпичной орнаментацией, отдельные мотивы которой встречаются и в более ранних памятниках Новгорода, начиная с середины ХIV века. Это — пояски из треугольных впадинок, бегунец, круглые и пятиугольные нишки, розетки, поребрик, аркатурный фриз и рельефные кресты. На южном фасаде сохранилась пятичленная композиция из трех окон и двух ниш между ними, увенчанная декоративной пятилопастной бровкой.
Апсида церкви украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арочками. Основные элементы внутреннего пространства здания полностью повторяли традиционное решение, выработавшееся во второй половине ХIV века. Особенностью интерьера церкви Петра и Павла является устройство входа на полати не в толще западной стены, как это было обычно в новгородских храмах с конца ХII по ХV век, а в виде самостоятельной каменной лестницы, находившейся в северо-западном членении храма. Эта особенность церкви Петра и Павла повторяет прием, примененный значительно ранее зодчим прославленной церкви Федора Стратилата на Ручью. Однако там этот прием был более оправдан, так как полати церкви Федора Стратилата, в отличие от полатей всех остальных новгородских церквей с конца ХII по конец ХV века, представляли не деревянный балкон в среднем западном членении здания, соединявший два замкнутых угловых придела, а большое открытое в храм помещение на каменном своде.
Церковь Петра и Павла, поставленная на берегу Волхова, восточным фасадом обращена и реке. Мастерски нарисованный силуэт, мудро найденные пропорции и умело выбранное местоположение и поныне делают этот замечательный памятник одним из важнейших компонентов «восточного фасада» Софийской стороны Новгорода, наблюдаемого с противоположного берега Волхова. Сильно поврежденная в период фашистской оккупации Новгорода, церковь Петра и Павла в 1959 году была восстановлена в первоначальных формах. К северу от вала в начале бывшей Звериной улицы Бредова, идущей до Зверина монастыря находится церковь Петра и Павла в Кожевниках. По клировым ведомостям, первоначальное построение церкви относится к 1227 году.