Церковь Бориса и Глеба в Плотниках в Великом Новгороде

Самый древний храм в Новгороде и один из самых ранних на Руси во имя св. мучеников Бориса и Глеба был поставлен еще в 1146 году в “граде” на месте, где стоял деревянный Софийский храм “о 13 верхах”. Первоначальную деревянную церковь в 1167 году сменили на каменную и в 1171 году освятили.

Летописец отмечает, что храм был “гораздо бо бяше и лепа”. Церковь много раз горела, рушилась и перестраивалась. В 1405 году во время пожара она “вся выгоре”, а в 1411 году архиепископ Евфимий поставил новую церковь Бориса и Глеба на старой основе. Окончательно храм разрушился и был разобран во второй половине XVII века. Сейчас на этом месте в Кремле стоит церковь Андрея Стратилата.

До наших дней сохранилась только церковь Бориса и Глеба в Плотниках. История этого храма прослеживается по летописям, описанию новгородских древностей архимандрита Макария и дополняется современными исследованиями. Первоначальное упоминание о каменном одноглавом храме Бориса и Глеба относится к 1377 году. Храм неоднократно подвергался пожарам, а после последнего пришел в ветхость и был разобран.

В 1536 году силами двух улиц, Запольской и Конюховой, «всем приходом тое церкви, московскими гостьми и новгородскими и всем народом православных людей» началось строительство нового каменного пятиглавого храма с двумя приделами «на полатех» — святого Николая Чудотворца и святого Владимира.

За пять месяцев церковь была построена, а в 1537 году освящена. Храм строили тридцать человек, из них «20 человек больших мастеров». Тогда же был сооружен притвор. В XVI веке церковь считалась соборной, а по актам XVII века, ружною. На день Бориса и Глеба в XVII веке в Борисоглебской церкви положена была архиерейская служба, состоявшая из молебна и литургии. В 1715 году храм пострадал от молнии, о чем была сделана надпись на старинной большой иконе Вседержателя при ее возобновлении, «стрела громовая и молния опали святыя образа, престол и ризы, пророки и апостолы и праздничные в разных местах попалило».

Собор хорошо сохранил первоначальные архитектурные формы. Он представляет собой четырехстолпную кубическую постройку с одной полукруглой апсидой и пониженным западным притвором, завершенную пятью главами. Четыре из глав глухие, а центральная световая. Фасады разделены лопатками на три прясла. Плановое решение основного объема типично для новгородской архитектуры республиканского времени. И это не случайно, ведь собор XVI века возводился на основании XIV века. То, что в его строительстве участвовали 20 больших новгородских мастеров, предопределило архаичность архитектурного облика и приверженность к старым новгородским традициям.

Новые архитектурные веяния проявились в пятиглавии, устройстве подклета, многощипцовом завершении фасадов, фризах из пятиугольных ниш, опоясывающих барабаны глав и карниз апсиды. Церковь Бориса и Глеба двухэтажная с одной алтарной апсидой и пристройкой с западной стороны. Пристройка, древний притвор, двухэтажная с двумя поздними приделами, северный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, южный святого Николая Чудотворца. Лестница на хоры, устроенная в толще западной стены церкви, вела в придел св. Владимира.

Позже, вероятно, во второй половине XVIII века, она была заложена. Южный придел св. Николая Чудотворца перенесен в западный притвор, а придел св. Владимира в подцерковье. Тогда же впервые упоминается Покровский придел в северной части притвора. Из иконостаса Борисоглебской церкви сохранились некоторые иконы, хранящиеся ныне в Новгородском музее, храмовая Бориса и Глеба «на конях», Благовещение с Феодором Тироном, святого Николая с житием, Страшный суд.

К началу XX века Борисоглебская церковь пришла в запустение. По донесению новгородского архиепископа Гурия в Св. Синод, она была одной из «беднейших церквей в империи». После 1907 года церковь была отремонтирована. Во время ремонтных работ архитектором В. В. Сусловым впервые были сделаны обмеры храма XVI века.

В апреле 1933 года церковь Бориса и Глеба была закрыта. В 1950 годы проводились реставрационные работы на Основном объеме под руководством 3.И. Васильевой. В 1960-е годы исследованиями и реставрацией притвора XVI века занималась Т. В. Гладенко, а в начале 1980-х годов работы, главным образом в интерьере, продолжил В. А. Попов. В 1992 году она передана Новгородской епархии и 6 августа того же года освящена.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?