Все места
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле
Церковь

Церковь Димитрия Царевича на Крови в Угличском Кремле

Церковь Дмитрия «на крови» относится к распространенному в конце XVII века типу бесстолпных пятиглавых церквей с трапезными. В облике памятника отчетливо прослеживаются традиции московской архитектуры второй половины XVII века, прежде всего в богатстве декора фасадов. Угличская церковь напоминает Знаменский собор в Зарядье. Интересен-южный фасад церкви, обращенный к дворцовой Палате, который можно расценивать как главный. Обилие деталей, наличники с традиционным завершением в виде кокошников, сдвоенные колонки, обрамляющие углы центрального объема, широкий профилированный карниз и яркие изразцовые вставки, придает фасаду праздничный вид, совсем не соответствующий печальному событию, в память о котором сооружена церковь. Лишь росписи западной стены интерьера центрального куба воскрешают эпизоды, связанные с гибелью царевича Дмитрия. Роспись осуществлена артелью художников московского подрядчика Сапожникова в 1772 году. Западную стену занимает композиция «Убиение царевича Дмитрия», являющаяся уникальным образцом исторической монументальной живописи в интерьере культового памятника. Композиция росписи восходит к станковым и графическим образцам, создававшимся живописцами XVII— XVIII веков. Основной особенностью этих образцов было крупное центральное изображение царевича в окружении отдельных сцен, составляющих целостное построение, объединенное общим ритмом.
Развитие сюжета читается слева направо и включает несколько последовательных разновременных событий, сменяющих друг друга в соответствии с житийным повествованием. Наверху, в тереме, сцена одевания царевича, ниже, у лестницы, эпизод убийства, далее мертвый царевич в окружении сбежавшихся по звону колокола угличан и динамичная сцена расправы горожан над убийцами, скачущие в Москву гонцы и перенесение останков Дмитрия в столицу. Живопись храмовой части стилистически связана с крупнейшей школой монументальной живописи Ярославля и Костромы XVII века. Однако она уступает лучшим ее образцам, являясь поздним истолкованием некогда великих традиций. Здесь утрачено изящество пропорций, приглушена цветовая гамма, плавная величественность движений заменена барочной театральной экспрессией.
Стенопись трапезной, выполненная в 1788 году мастером Петром Хлебниковым, отличается от стенописи центрального куба. Традиционное изображение ветхозаветного библейского сказания «О сотворении мира и грехопадении Адама и Евы» выполнено в реалистической манере. Светотеневая моделировка создает впечатление осязаемой пластики обнаженного человеческого тела. Пейзажный фон намечает второй план и зрительно увеличивает глубину композиции. Ритмические повторы линий, жестов, ракурсов сообщают внутреннее движение и завершенность каждой сцене. Пестрый колорит отдельных частей росписи, результат поздних ремесленных поновлений.
Из деталей интерьера интересна дверь трапезной, сохранившаяся со времен основания церкви. Полотно двери расписано и мастерски украшено коваными металлическими накладками ажурного рисунка.
Все места
Показать на карте
Выберите соц.сеть
Отменить