Собор Богоявления Господня Богоявленского женского монастыря в Угличе

В начале 1840-х годов монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами.
19 октября 1843 года на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди. Строительство храма стало настоящим подвигом для насельниц монастыря. Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны. Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь. Среди них была и будущая настоятельница монастыря Измарагда Воскресенская, в то время монахиня Алевтина, проведшая семь лет на кирпичном заводе в одной версте от города. Другие монахини занимались сбором пожертвований, которые шли на наем рабочих. Со временем стали появляться вклады и приношения.
11 июня 1844 года была начата каменная кладка собора, а в 1853 году он был завершён. 17 октября архиепископом Евгением были освящены главный престол и правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери, на следующий день 18 октября левый придел в честь Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Освящение последнего проводил архимандрит Никодим, впоследствии ставший епископом Енисейским и Красноярским.
Собор был выстроен по проекту крупнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве, большое количество других зданий, соборов, церквей, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.
Интерьер храма представляет собой обширный зал с четырьмя столбами, поддерживающими своды. Алтарные апсиды размещены за дополнительной парой столбов, заменяющих восточную стену четверика. С запада в храм ведёт небольшое помещение паперти, над которой на втором этаже размещена ризница, куда ведёт широкая и удобная внутристенная лестница. Под собором находится обширный подвал, который в основном имеет конструктивное значение, укрепляя основание здания. Он также мог использоваться в хозяйственных целях. Под северной апсидой собора размещалась часовня, где находилась почитаемая икона Божией Матери «Недремлющее око». В часовню был вход с Ростовской улицы, завершенный железным козырьком.
Храм имел наружные росписи. Над западным входом в полукруглой нише размещалось изображение Богоявления Господня, защищённое застекленной рамой. 23 апреля 1888 года в нишах алтарей были установлены выполненные на цинковых листах иконы Богоявления Господня, Явления Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1889 году в тимпанах кокошников храма были также выполнены росписи на цинковых листах с изображением Пресвятой Троицы, Рождества Христова, Преображения Господня, Воскресения и Вознесения Господня, Воздвижения креста Господня, Благовещения пресвятой Богородицы и икон Богородицы Феодоровской и Иверской.
Иконы в алтарных нишах были утрачены вскоре после закрытия храма, а росписи кокошников в значительно повреждённом состоянии, цинковые листы исчезли. Деревянные рамы, на которых они крепились, были сняты при ремонте фасадов в 2006 году.
В 2009 г. начато возрождение храма.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?