В 1635-1637 годах с западной стороны монастыря, на пути от Каличьих ворот к Троицкому собору, стараниями келаря Александра Булатникова была возведена шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. С именем келаря Александра, выходца из Соловецкого монастыря, связаны большие строительные работы. В течение 20 лет, с 1622 года по 1641 год, он восстанавливал и отстраивал Троицкий монастырь после разорительной 16-месячной осады обители польско-литовскими войсками в начале XVII века
Больничная церковь, это единственный шатровый храм Лавры. Пояса кокошников, украшающие шатер, напоминают завершения фасадов древнейших храмов Лавры ХV-ХVI веков Декор апсиды церкви, в виде выложенных из кирпича тяг и гирлянд с белокаменными вставками, напоминает апсиды Духовской церкви.
Храм назван в честь основателей Соловецкой обители. Очевидно, форма завершения церкви во имя Соловецких чудотворцев была подсказана шатровой конструкцией главного храма Соловецкого монастыря, Преображенского собора.
Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. В середине XVII века в Больничных палатах проживало до пятидесяти больничных старцев. В больничную церковь они попадали через западную паперть, не выходя на улицу.
В 1743-1745 годах Больничные палаты соединены с Казначейским корпусом и вместе с ним были скрыты со стороны соборной площади регулярным фасадом с наружной галереей на каменных арках. О месторасположении палат напоминал тогда лишь шатер церкви. В 1938-1950 годах, под руководством архитектора И.В. Трофимова, позднейший фасад был удален, а самим Больничным палатам возвращен их средневековый облик.
Сегодня храм и палаты представляют собой комплекс разновременных сооружений, поставленных на месте старой больницы 1552 года. Южный корпус был заложен в 1635 году и надстроен позже, северный корпус относится ко второй половине XVII века. Сооружение было выполнено из кирпича, декор из белого камня, кирпича и поливных изразцов. На изразцах помещались изображения воинов и пушек, что напоминало о событиях героической обороны монастыря во время его осады польско-литовскими войсками в 1608-1610 годах.
Обилие декора придает внешнему виду палат и церкви нарядность и праздничность, характерные для архитектуры XVII века. Внутреннее пространство храма невелико и имеет камерный характер, поскольку шатер изолирован от основного объема церкви. Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев. В храме находится древняя икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, предстоящих образу Пресвятой Богородицы «Знамение», написанная по заказу келаря-старца Александра Булатникова. Современный иконостас выполнен в 2001-2002 годах. В южном и северном корпусах при церкви расположены покои Наместника, Соборная палата и монастырская библиотека.