Все места
Церковь

Михеевская церковь в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде

25 июня 1732 года архимандрит Лавры Варлаам Высоцкий в доношении Святейшему Синоду сообщил, что «святому Михею поются молебны и всегда читаются ему тропарь и кондак» и есть необходимость в построении храма в его честь, чему и было положено начало летом 1732 года по распоряжению императрицы Анны Иоанновны во время ее последнего визита в обитель. Два года спустя Михеевская церковь была освящена. Самый маленький по размерам храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, церковь Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому. В житии Преподобного Сергия повествуется о явлении ему Божией Матери, и свидетелем этого чудесного события стал преподобный Михей. Этим объясняется посвящение храма явлению Божией Матери. Он имеет также второе название, Михеевская церковь. Мощи преподобного Михея почивают в ней под спудом в земле. В храме для поклонения установлена рака с ростовым изображением святого. Миниатюрный резной иконостас XVIII века происходит из домовой церкви митрополита Московского Платона Левшина. Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века. Церковь построена у северо-западного угла Трапезной. Она имеет в плане вытянутую восьмигранную форму. Ее фасады покрыты свободным живописным орнаментом и разделены на равные доли слегка выступающими пилястрами, четко выделенными окраской. Арочные окна обрамлены белой профилированной лентой. Кровля двухъярусная, фигурная, голландского типа «колпаком». Она была устроена после пожара 1746 года взамен сгоревшего тесового покрытия. Своими размерами и скромным оформлением фасадов Михеевская церковь подчеркивает внушительные размеры и праздничную декоративность Трапезной. В храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII века из домовой церкви митрополита Платона Левшина. Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании неотступно быть от этого места свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона Явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. Троицкий инок Амвросия воспроизвел икону Явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву. Царь Иоанн Грозный брал икону Явления Божией Матери в Казанский поход. Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703 году икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Карлом ХII, а в 1812 году митрополит Платон послал ее московскому ополчению. Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время Первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.